Готика — мистическое искусство Средневековья

Некрасивых женщин не бывает. Потому что где-нибудь когда-нибудь именно этот типаж розовощекой толстушки или рыженькой худышки без бровей и ресниц был пределом мечтаний сильной половины человечества. Впрочем, не половины. Мы сегодня привыкли ориентироваться на западный вкус, навязанный Голливудом, и иногда забываем, что чем дальше от привычной цивилизации, тем страннее. Если не сказать страшнее – для современного европейца, конечно.

Африка

0 Прически африканского населения, несмотря на примитивность их исполнения, были, весьма разнообразны и оригинальны, к чему располагают необычайно жесткие волосы жителей Африки. Форма причесок изменялась в зависимости от пола, положения в обществе образа жизни. При этом пользовались сажей, глиной, животным жиром и золой. Прически украшали раковинами каури, медными пластинами, перьями, пуговицами, деревянными палочками, плодами, цветами, лентами. Женские прически по сравнению с мужскими выглядели значительно проще.

Африка

Безумные причёски XVII века

Характерные черты укладок

Безумные причёски XVII века

Парики — типичный элемент прически. Мужчины носили пышные локоны длиной до плеч или лопаток. Часто использовали темные оттенки для дневных выходов, светлые — для торжеств и вечера. На территории России мужской парик появился при царствовании Петра 1.

Безумные причёски XVII века

Безумные причёски XVII века

В начале века мужчины предпочитали натуральные волосы, которые завивали в локоны. Делали каскадную стрижку. Спереди выполняли челку. Локоны дополняли тонкой косичкой, украшенной бантом, драгоценностями.

Безумные причёски XVII века

Использование парика отменяло необходимость укладки собственной шевелюры. Натуральные волосы часто дополняли накладными прядями

Безумные причёски XVII века

Это позволяло фантазировать, разнообразить конструкции, привлекая внимание. Характерной чертой укладок выступали локоны

Безумные причёски XVII века

Безумные причёски XVII века

Среди причесок модницы выделяли следующие:

Безумные причёски XVII века
  • Севинье. Волосы завивали в мелкие кудри. Такого эффекта легко достичь с помощью ночной укладки. Пряди накручивают на куски материи или плотной бумаги. Кудряшки собирали в 2 равномерных пучка, располагаемых ближе к макушке чуть выше ушей.
  • Фейерверк. Волосы укладывали в объемный пучок на макушке. Теменную область зачесывали плоско. Сзади из конструкции выпускали несколько локонов, имевших штопорообразную форму.
  • Мария Манчини и юрлю-берлю. Волосы завивали в кудри. Шевелюру делили вертикальным пробором на равные половинки. Полушария собирали в пышные пучки по бокам ближе к макушке. Из каждой половинки выпускали длинный закрученный локон. Прическа юрлю-берлю аналогична, но локоны укладывали рядами или выполняли волны.
  • Фонтанж. Тугие локоны завивали горизонтальными рядами. Кудри укладывали высоко надо лбом. Конструкцию сажали на каркас или укрепляли шпильками. Укладку принято украшать драгоценностями, чепчиком из лент и кружева.
  • Смирение. К концу века высота причесок потеряла актуальность. Волосы собирали в пышный пучок на затылке. Теменную часть оставляли гладкой.
Безумные причёски XVII века

Безумные причёски XVII века

Типичной будничной укладкой начала века считался ворох локонов. Кудряшки оставляли свободными, подкалывали, подвязывали лентой. Популярной в середине века считалась корзинка. Косой оборачивали голову, делая подобие короны. Из конструкции обязательно выпускали несколько свободных локонов.

Безумные причёски XVII века

Для выхода в свет делали пышные конструкции из волос. Пряди высоко поднимали на макушке. Сзади, по бокам делали локоны.

Внимание! Прически украшали лентами, цветами, брошками, перьями. Основной формой считался объемный пучок

Для балов часто сооружали безумные прически, поражавшие пышностью.

Развитие готики в изобразительном искусстве

На развитие средневековой живописи в немалой степени повлияли философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах теолог призывал творцов отойти от символизма и высказал мысль о том, что произведение искусства должно отображать материальный мир.

Призыв к реалистичности нашел отражение в церковной живописи — композиция не изменилась, но персонажи на картинах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи из фона постепенно превратились в эстетический объект, затрагивающий чувства зрителя. В замкнутых помещениях, где разворачивается действие, появились окна, в которых просматриваются детально прописанные виды окрестностей.

Эмоциональную окраску приобрели герои христианских сюжетов. Богоматерь с младенцем стали изображать в центре обыденной сцены в окружении предметов быта, животных и растений, что давало зрителю возможность установить личный контакт с картиной. Внешность Мадонны также претерпела изменения — в ней угадываются черты реальных женщин, живших в ту эпоху.

Возросла роль архитектуры — здания и интерьеры выступают полноправными участниками действия. Изменения восприятия мира художниками нашли отражение в работах фламандского мастера Яна ван Эйка (Jan van Eyck). В сцене «Благовещения» на одной из створок Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, где детали интерьера прописаны настолько подробно и объемно, что кажутся настоящими.

Принципы толкования

Что может помочь приблизиться к скрытому смыслу сновидений? Чтобы разобраться, как строится анализ сновидений, нужно вкратце рассказать о правилах толкования Артемидора, а также о психических механизмах сновидения, описанных Фрейдом.

Например, Артемидор говорил о том, что важно не только охватить взглядом всё сновидение целиком, но и найти значение отдельных символов. К примеру, во сне один человек лишился головы и впоследствии умер его отец, который был главой семьи. По мнению Артемидора, толкование символов может основываться на их схожести с чем-либо, а также может показывать целое через его часть («например, одному человеку приснилось, что ему принадлежит одежда сестры и он ее надевает. Он унаследовал имущество сестры»).

Исследуя свои собственные сновидения и сновидения своих пациентов, Фрейд выделил два механизма, с помощью которых истинное содержание сновидения перерабатывается в то, которое увидит сновидец – сгущение и смещение. Сгущение видно в том, что один и тот же образ оказывается связан с самыми различными мыслями. Результат работы этого психического механизма можно легко увидеть, если на некоторое время представить один из образов сновидения и понаблюдать за возникающими мыслями. Размышления о каждом образе будут вызывать несколько ассоциативных цепочек, когда одна мысль плавно перетекает в другую. В каждом символе сновидения обязательно окажутся сгущены разные смыслы.

Второй механизм – смещение – проявляет себя в том, что вместо образа, связанного с чем-то значительным, но тревожным для человека, появляется другой образ, отдалённо связанный с ним. Психическая энергия сместилась со значимого образа, на эмоционально индифферентный. Нечто важное и тревожное можно обнаружить точно так же наблюдая за течением мыслей, оттолкнувшихся от символа сновидения. Чем более мы терпимы к возникающим в голове мыслям, тем с большей вероятностью ассоциативная цепочка выведет к изначальному образу, с которого произошло смещение.

В процессе «создания» сновидения психика пользуется еще одним важным инструментом – превращением образов в их противоположность. В бессознательном нет противоречий и одновременно могут сосуществовать абсолютные противоположные представления. Фрейд упоминает о том, как узнал из работы К. Абеля 1884 г. «Противоположный смысл первых слов» о том, что в древних языках для обозначения противоположных действий или качеств использовалось одно слово («сильнослабый, староюный, далекоблизкий, связывать-разделять»).

На этом месте может возникнуть вопрос: «Хорошо, если всё вышесказанное верно, то нужно ли пытаться докопаться до скрытого смысла сна, если он был заботливо скрыт психикой, защищающей нас от неприятных переживаний?».

Часть народного костюма

По поводу народного костюма история фартука сообщает, что он с течением времени стал частью его праздничной разновидности. Так, например, в отдельных районах Германии крестьянки надевали его только в особенных, торжественных случаях. Отличительной чертой одежды простых молдаван были два фартука, которые охватывали тело женщины спереди и сзади, на боках не соединялись и были богато расшиты цветными узорами.

Что касается традиционного русского передника, то он изготавливался из клетчатой домотканой ткани и был отделан по краям завязками красного цвета. В северных районах фартуки вышивали и приделывали к ним рукава.

Фартуки у девушек на выданье были белыми, дополненными различными орнаментами и другими украшениями. Передник также использовался в обрядах. Например, в день бракосочетания его клали на порог дома молодых. Когда они проходили по фартуку, это рассматривалось как символ успеха и процветания.

Причёски XIX века

Характеристики эпохи

Модные тенденции XIX века менялись каждое десятилетие. С приходом Великой французской революции в обществе зарождается протест против гротескного, дворянского рококо, на смену роскоши приходит простота, лаконичность античности.

Причёски XIX века

Появляются прически а-ля грек, «Узел Психеи», а также «Прическа жертвы» — коротко остриженные завитые локоны, образ подражает заключенным, приговоренным к казни.

Лаконичность форм, стремление к естественности продержалась около 20 лет. Повлияла античность также на гардероб девушек. В моде платья с завышенной талией, одежда шилась из разных тканей, в том числе из парчи, бархата. Для каждого повода существовал свой наряд, платья для прогулок были закрытыми, сшитыми из плотного сукна.

Причёски XIX века

Бальные наряды создавались из легких воздушных тканей, отличались приталенным силуэтом, открытым декольте.

Постепенно происходит переход от простых к новым, более сложным формам. Появляется прическа с завитыми локонами у висков, аккуратной корзинкой кос, уложенных на затылке. Это был период перехода ампира к викторианскому стилю, барышни пытались подражать античности, при этом обращаясь к сложным конструкции рококо.

Причёски XIX века

Переломным моментом стала коронация королевы Виктории, выбравшую достаточно простую укладку с двумя косами. С наступлением этапа романтизма, который приходится на середину 19 века, начинается господство пучков и фактурных локонов. Идеалом красоты становится «домашний ангел», робкая, миловидная девушка, главной добродетелью которой была кротость.

Эпоха романтизма требует новых форм, линия талии постепенно занижается, объемные рукава становятся изящными, аккуратными. Пышные юбки заменяются кринолинами, созданными из конского волоса. Объемный низ подчеркивается тонкой талией, становится популярным V-образный вырез декольте.

Причёски XIX века

К середине 19 века кринолины становятся необъятно пышными. Эффект достигается благодаря использованию каркаса из китового уса. Юбки сужаются к линии талии, расширяясь книзу, спереди принимают более плоскую форму, сзади объемную.

В прическах актуальными становятся шиньоны, в разные периоды эпохи крепили в области затылка, макушки и даже челки. Появляются первые методики химической завивки.

Причёски XIX века

В укладках 1870–1880 годов присутствуют замысловатые формы, носили высокие прически. Объем придавали с помощью накладных локонов, популярными были прямые и завитые челки. До конца 19 века прически принимают более простые формы, становятся гладкими, волосы разделяются прямым пробором. Сзади масса волос поддерживается золотыми сетками, служившими модными аксессуарами, нередко украшались драгоценными камнями.

В последние годы викторианской эпохи возникает прическа «Помпадур». Локоны поднимали вверх, несколько прядок спадало у лица, существовало немало вариаций данной укладки.

Причёски XIX века

Белокурые волосы уступают место темным каштановым прядям, подобное смещение идеалов красоты наблюдается под влиянием культа личности королевы Виктории. Ценилась бледная фарфоровая кожа, загар и румянец были признаками низкого сословия.

Причёски XIX века

Кстати! Чтобы не использовать тонны отбеливающей пудры, барышни скрывали кожу под зонтиками, перчатками, шляпками, а то и вовсе не выходили на улицу в ясную, солнечную погоду.

Особое значение придавали взгляду, чтобы добиться желаемой томности, глаза закапывали ядовитыми вытяжками, которые постепенно убивали модниц. Развитие промышленности сказалось и на разнообразии декоративной косметики, появились составы для макияжа век и губ. При нанесении красящих составов нужно было достичь эффекта естественности. Обильное использование косметики не приветствовалась в высшем обществе.

Мужская мода была менее изменчивой, на протяжении столетия отличалась постоянством. Гардероб состоял из фрака, сшитого по талии, жилета, галстука, длинных узких брюк, цилиндра.

Причёски XIX века

Преобладали темные цвета, яркими были лишь детали, аксессуары. Более свободными формы костюма стали благодаря процессам индустриализации, а также популяризации игр и езде на велосипеде. Викторианская эпоха считается расцветом дендизма. Так называют молодых людей, диктующих модные тенденции, придерживающихся определенного кодекса.

Читайте также:  Правила употребление шоколадного коньяка, рецепты приготовления

Основной идеей была изящная скромность, подбору костюма уделялось немало времени, нужно было избегать вульгарности, кичливости.

Мода 20-го века – наши дни

Для 20 века в истории моды прически предполагали пышные и длинные локоны. Но несмотря на это в модные тенденции были внесены коррективы. Так на улицах стали появляться женщины с короткими укладками. Теперь мода не относится к привилегиям королевских дворов, так что она вполне доступна просты людям. Теперь условия моды диктуют актеры и звезды. Кроме укладки не последняя роль отведена макияжу, разрезу рта, цвету глаз.

На видео- исторические прически:

Как вы успели заметить, старые прически в каждом государстве и в определенное время были свои – в своем стиле. Все они перерождались и модернизировались, пока не получили новые названия. Сегодня мода на укладки значительно отличается от той, что была в древние времена, но это не отменяет того, что даже в те далекие времена женщина также хотели выглядеть роскошно и эффектно, как и сейчас.

Смотрите ежедневные подборки лучших косметических средств

Мужские головные уборы эпохи Средневековья

Несмотря на то что прически романской эпохи не отличались особым разнообразием, головные украшения были самыми разными. Они были достаточно детализированы и в то же время просты. Для их изготовления использовались практичные ткани: войлок, велюр, фетр. Основой мужских головных уборов был колпак, имевший множество вариаций: он мог быть и высоким с отогнутыми полями, и низкой шляпой, по форме напоминающей тарелку. Распространен был капюшон, объединенный с накидкой на плечи, и чепец, на который надевали шляпы. Люди знатных сословий могли носить и по паре шляп.

Особенности

В 19 веке особой популярностью пользовались укладки, подчеркивающие естественную красоту. Сложные формы, изобилие которых наблюдалось в 18 веке ушли на второй план. В моде локоны различных форм и диаметра – начиная от крупных волн и заканчивая мелкими спиралями. Волосы завивались при помощи специальных горячих приспособлений наподобие современных термоплоек. Появилась химическая завивка.

Особенности

Популярны различные узлы из и пучки из волос , прямые проборы и кудри , обрамляющие лицо. Завитые пряди собирались в пучок полностью или частично, прическа закреплялась шпильками и обязательно украшалась заколками, перьями, различными диадемами и даже живыми цветами.

Излюбленным элементом причесок тех времен являются косы различного плетения. Наиболее часто они украшали головы красавиц в повседневной жизни. Косы оставляются распущенными или собираются в причудливые пучки.

Особенности

В 19 веке начали появляться короткие стрижки , которые мелко завивались, прическа также украшалась лентой или диадемой. Обладательницы негустых локонов носят парики и добавляют укладке объема с помощью шиньонов.

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.