Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

О том, что родителям стоит знать о подростковой онкологической болезни и как с ней справляться, "АиФ" рассказал к. м. н., главный врач клиники экспертной медицины (стационара с онкологическим отделением) Олег Серебрянский. Рак из-за апельсинов? Развивается ли меланома при переизбытке цитрусовых Подробнее

Почему родители идут учиться

На хороших курсах для родителей не только дают знания, но и работают с личностью. Матери и отцы учатся самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи. Такие родители лучше воспитывают детей. Например, решают проблемы, а не кричат на ребенка.

По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.

Обычно родители идут учиться, чтобы:

  • узнать больше о воспитании;

  • получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;

  • под воздействием родительского сообщества или «тусовки заинтересованных».

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.

Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.

Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).

Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.

Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.

Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью.

Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

Негативизм и чувство взрослости йявляются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения: возрастные особенности

Воспитание детей того или иного возраста существенно отличается: то ли вы требуете самостоятельности от годовалого младенца, то ли сюсюкаетесь с почти совершеннолетней девицей – и что же правильно? Давайте подробнее разберемся с возрастными особенностями.

Читайте также:  Лечение аутизма у детей: как адаптировать ребенка в социуме?

Как воспитывать малыша до года: больше любви и ласки

Важно понимать, насколько важна любовь матери в этом возрасте. Казалось бы, существо совсем маленькое, что оно может осознавать? Психологи утверждают, что до года у маленького человечка закладывается очень значимый в дальнейшем фундамент доверия. Причем не столько к родителям, сколько к окружающему миру и людям в принципе.

Не переживайте, когда станете для малыша «ведьмой»: это произойдет в любом случае, так как это естественный момент. Когда Вы не сможете помочь малышу и почувствуете себя полностью беспомощной, не кричите, не вымещайте злость, просто смиритесь. Вспомните, что тяжело не только Вам. Единственное, чем Вы сможете помочь, – оттянуть этот момент настолько, насколько можно. И, конечно же, простите себя: нет всемогущих людей.

Кортизол – гормон, вырабатывающийся при стрессе для адаптации к изменившимся условиям, он очень вреден младенцам. А потому единственная стратегия воспитания из возможных в этом возрасте – просто любить свое чадо и оберегать от различных болезней.

Как надо воспитывать детей от года до трех: не поддавайтесь на провокации

Поведение ребенка в этом возрасте несколько меняется: многим кажется, что он старается сделать все, чтобы довести до ручки своих родителей. Очень часто дитя капризничает, ломает вещи, требует, закатывает истерики. И здесь многие родители совершают главную ошибку: они стараются буквально вбить в этого маленького человека, что делать исключительно нельзя, а что можно.

Еще одним важным кирпичиком в психическом здоровье малыша является воля, которая формируется в этом возрасте. Важно не подавлять полностью инициативу маленькой личности – это способствует его самостоятельности в принятии решений. Поэтому правильным решением в этом возрасте будет давать ему проявлять себя, но в рамках такого контроля, о котором ребенок бы никак не догадывался. Не ведитесь на его истерики, но и не шлепайте в случае очередной сцены. Наблюдайте и сохраняйте спокойствие.

Как правильно воспитывать детей от трех до пяти: оберегаем, но не мешаем развитию

В этом возрасте у детей формируется коммуникабельность: надо общаться не только с родителями, но и со своими сверстниками. А потому Вам стоит позаботиться о том, чтобы сына или дочки появилась маленькая компания друзей, это можно также организовать, отправив свое чадо в детский сад или , что именно сверстники помогут научиться подчиняться понятию «нельзя»: различные игры вводят правила, нарушение которых исключает малыша из действа. Такие роли помогут Вашему чаду научиться соблюдать нормы, по которым живет все общество.

Ваша важная задача на этом этапе развития: привить навыки общения, чтобы малыш смог осознать и принять социальные правила и нормы. И последнему он должен научиться самостоятельно: очень тяжело навязать это маленькому человеку.

Как нужно правильно воспитывать ребенка-школьника: простая психология и ласка

Этот раздел очень важен, так как затрагивает аспекты воспитания и подростка, с которым достаточно бывает справиться. И если первые 6-7 классов это чудо следует всем Вашим советам, радуется каждой отличной оценке, то внезапная перемена настроения и привычек не должна пугать родителей – хотя пугает и очень часто. Ребенок взрослеет и пытается понять, что такое настоящий мир и как ему в нем выживать.

Разрыв между поколениями больше прослеживается уже в старших классах. Гормоны и половое созревание тоже оставляют свой след на поведении: покладистый ребенок может обозлиться на весь мир. Каждый родитель хочет лучшего своему чаду, но помните, что чем сильнее вы настаиваете – тем сильнее получите противодействие. А потому важно спокойно относиться к решениям своего сына или дочери – пусть ошибаются, им надо набраться опыта и понять, насколько важно прислушиваться к мнению родителей.

Как преодолеть подростковые проблемы?

Для подросткового состояния характерно изменение прежних интересов, появление грубости, упрямства. По словам психологов, наступает возраст пяти НЕ. Дети не хотят учиться, не слушают советов, не делают домашние дела, не убирают за собой и не приходят вовремя. Отличительной чертой подростков является обостренное чувство справедливости. Большое значение в их жизни занимают эмоции. Отношения складываются на волне эмоционального восприятия, когнитивная функция отходит на второй план. Меняются взаимоотношения со взрослыми, пропадает доверие к родителям и учителям. Малейший промах взрослого воспринимается подростком как преступление. На фоне всего этого часто возникают скандалы в школе и дома.

Чтобы развитие подростка происходило без эксцессов и бурных выяснений отношений, рядом с ним всегда должен быть мудрый взрослый. Родителям в этот период нужно запастись терпением и любовью. Это кризисное состояние вашего ребенка, его нужно пройти так, чтобы не допустить ломки личности и психологических проблем в дальнейшем. Советы родителям подростков:

  • относитесь серьезно ко всем проблемам вашего ребенка;
  • внимательно следите за состоянием здоровья детей;
  • внесите коррективы в прежние правила, права и обязанности вашего сына или дочки;
  • расширьте зону самостоятельности подростка;
  • очень бережно контролируйте ребенка, хвалите его даже за самые маленькие победы;
  • постарайтесь обойтись без императивов в общении, не забывайте о вежливости, даже если любимого отпрыска хочется наказать;
  • не критикуйте подростка в присутствии его сверстников, это самая грубая ошибка, которую можно представить;
  • если вы хотите, чтобы сын или дочь звонили вам, когда задерживаются, делайте так сами. Звоните мужу, детям, своим родителям, друзьям, чтобы подростки воспринимали это не как контроль, а норму поведения воспитанного человека;
  • не бойтесь признаваться в своих промахах и ошибках, ребенок вас будет уважать за это;
  • не обманывайте детей;
  • всегда объясняйте, почему нужно сделать так, а не иначе;
  • обсуждайте с ребенком семейные планы, финансовые траты, вовлекайте его в жизнь семьи, с вниманием прислушивайтесь к его предложениям;
  • любите своего ребенка и верьте в него.

Чтобы безболезненно пережить подростковый период, обращайтесь в центр психологической поддержки Инсайт. Советы квалифицированных психологов помогут сформировать здоровую личность и предотвратить проявление негативных эксцессов в семье. Позвоните нам и запишитесь на консультацию. После общения с профессионалами ваши трудные подростки превратятся в обычных детей, любящих своих родителей, и способных справиться с возрастными проблемами.

Быстрое течение

Главной проблемой является тот факт, что скорость патологических процессов в такой ситуации выше. «Рак у подростков и людей молодого возраста развивается быстрее и протекает гораздо стремительнее. Это связано с особенностями метаболизма. В молодом возрасте все процессы протекают быстрее, чем у людей старше 40 лет, а клетки делятся более активно», — отмечает Олег Серебрянский.

Читайте также:  Заеды в уголках рта: из-за чего возникают?

Именно поэтому, как подчеркивает специалист, крайне важно распознать онкологические заболевания у подростков на максимально ранних этапах. «Для этого врачам-педиатрам стоит уделять повышенное внимание пациентам при осмотре, а родителям — приводить детей на регулярные профосмотры», — говорит Олег Серебрянский.

Специалист отмечает, что у подростков симптомы течения рака более выражены, чем у взрослых, в связи с чем распознать наличие онкологического заболевания бывает проще. «В целом лечение рака у подростков протекает легче, если нет сопутствующих заболеваний. Это также связано с особенностями метаболизма. В молодом возрасте организм быстрее восстанавливается. Именно поэтому подростки легче переносят химиотерапию и некоторые другие вмешательства», — говорит Олег Серебрянский. Рак печени. Есть ли ранние симптомы этого заболевания? Подробнее

Быстрое течение

Специалист подчеркивает, что схема лечения онкологических патологий у подростков принципиально ничем не отличается. В рамках терапевтических мероприятий могут применять:

  • Классическое хирургическое лечение;
  • Химиотерапию;
  • Иммунотерапию;
  • Таргетную терапию;
  • Лучевую терапию.

«Несмотря на то, что лечение подростки могут переносить лучше, это самая сложная категория пациентов. Сложная с психологической точки зрения. У подростков, как правило, нет полутонов, у них есть черное и белое. Иногда в силу переходного возраста они даже не пытаются понять, что такое рак, насколько это серьезно, что надо лечиться, что надо соблюдать рекомендации лечащего врача и т. д. Поэтому их бывает сложно заставить идти к врачу, лечь в больницу, принимать вовремя лекарства», — говорит Олег Серебрянский. Бывают и более серьезные крайности, которым подвержены подростки в связи с диагнозом, так как психика подростка нестабильная. Поэтому нередко, как подчеркивает Олег Серебрянский, подросткам наряду с медикаментозной терапией требуется и психотерапия.

Разговаривайте с ними

Однажды я писала статью для газеты и спрашивала детей, чего они на самом деле хотят от взрослых. У меня была гипотеза, что самым частотным ответом будет «чтобы отвалили». Но ответы, которые они дают, совсем другие. Они хотят, чтобы с ними разговаривали. Причем не про то, сделал ли он уроки, поел ли, почему он до сих пор в свитере и почему не убрано в комнате. А разговаривали на посторонние темы. Причем безоценочно. У наших детей в избытке общения в формате «я начальник, ты дурак», в позиции сверху вниз — с учителями, с репетиторами, с тренерами. А спокойное, дружеское общение один на один со взрослым, — в дефиците, поэтому они так липнут, например, к библиотекарям, которые готовы с ними разговаривать про прочитанные книжки, а не про их собственный опыт и не про их собственные косяки. К учителям, которые ведут какой-то читательский клуб или киноклуб и не оценивают их каждый день. Дети ужасно устают от оценочного общения. Когда они приходят и что-то рассказывают в надежде на эмоциональный опыт, на поддержку, на сочувствие, — что делает родитель? Выдает оценку и рекомендацию, как надо было поступить. Но от него ожидались какие-то совершенно другие вещи. От него ожидалась человеческая реакция, а не учительская.

Однажды мне пришлось переводить книжку Рассела Баркли про налаживание отношений с трудными детьми. Один из ключевых моментов этой программы была такая установка: не меньше пятнадцати минут в день заниматься делом, которое приятно обоим, и в это время не перебивать инициативу и не давать советов, оценок и указаний.

Приходит пора, когда дети нас все время провоцируют. Они дожидаются эмоциональной реакции, чтобы убедиться, что мы еще не умерли. У меня сын лет с десяти до семнадцати бесконечно меня провоцировал какими-то вещами: что-нибудь наврет, например, «я сегодня принес три двойки», — и ждет. На самом деле он не принес три двойки, но ему интересно, что я скажу, какое разнообразие реакций я ему продемонстрирую. В конце концов он меня натренировал до полной толерантности к этому, я стала совершенно нечувствительна к известиям об оценках. Ну подумаешь, три двойки, чем это тебе грозит, может, на них плюнуть? Или надо что-то делать, тебе нужна какая-то моя помощь в этой области? Три двойки так три двойки, рабочая ситуация.

К сожалению, очень часто на провокацию взрослый отвечает агрессией. Ребенок ведет себя неприемлемо, взрослый — вместо того чтобы выдать ему профессиональную реакцию — реагирует эмоционально. То есть взрывом. Нам полезно помнить, что на нашей стороне сила, опыт, ресурсы, мудрость, возраст, а у них ничего этого нет. И они очень сильно хотят показать, что у них все это есть.

Часто бывает, когда нам кажется, что там у них глухая стена, бетон, монолит, и мы пытаемся пробить эту стену, чтобы достучаться, — стена оказывается картонная. И за ней ничего нет. Ты лупишь уже со всей силы в эту стену, чтобы ее пробить, кулак проваливается в пустоту, и человек, вместо того чтобы на тебя наброситься, вдруг скукоживается и плачет. У меня был такой опыт в жизни, и он очень страшный. И со своими детьми, если мы переходим границу, лучше замечать, где у меня та точка кипения, до которой меня можно довести, где мне нужна пауза, чтобы не взорваться. Когда на работе у нас такие ситуации возникают, мы же умеем себя регулировать. Но с детьми у нас есть ощущение, что мы в полном праве решить конфликт силой, статусной демонстрацией, потому что я взрослый, потому что я сильнее, потому что я могу. И дети очень тяжело на это реагируют, они часто говорят, что со взрослыми бесполезно разговаривать. «Они не слушают наших аргументов. Они начинают сразу давать категорические советы — я старше, значит, я умнее». Для подростков это оскорбительно, потому что они сейчас хотят рациональных аргументов. А этих рациональных аргументов у нас нет.

Почему мне нельзя поехать на фестиваль с друзьями? «Да потому что я боюсь. Я тупо боюсь, мне страшно тебя отпускать. Чего мне страшно? Да я не знаю, чего мне страшно. Мне всего страшно, я хочу тебя привязать веревочкой к своей ноге, чтобы ты сидел рядом, и я знала, что ты у меня занят делом». А ребенок продолжает разговор на уровне аргументации, а не на уровне глубинных материнских страхов. И этот разговор обречен, потому что рациональных аргументов у нас для него нет. У нас есть аргумент «я боюсь» и с ним уже сделать ничего нельзя.

Обязанности подростка

Кто такие, по сути, подростки? Это подрастающие дети. А точнее – взрослеющие. И с взрослением как раз связаны основные проблемы подросткового возраста. Физическое, умственное, нравственное, социальное взросление, к сожалению, не идут в ногу, и такая неравномерность развития ведет к психологическим противоречиям, так характерным для детей в возрасте 11-17 лет.

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок начинает садиться?

Что происходит на практике? Подрастающий ребенок ощущает и осознает свое физическое взросление и свою возросшую потребность и способность воспринимать информацию. Он чувствует, что в этих проявлениях он приблизился к взрослым, и хочет как можно скорее выровняться с ними в правах. Но из-за нравственной и социальной незрелости подросток не может порой осознать, что, кроме прав, у него есть еще и обязанности.

Пользуясь сильным желанием подростков везде и всюду отстаивать свои права, специалисты из соответствующих областей (юристы, психологи и т.д.) создают целые организации: всевозможные центры правовой помощи несовершеннолетним. И это совсем не плохо, при условии, что работают там настоящие профессионалы, желающие действительно помочь. В противном случае дело иногда доходит до нелепейших прецедентов, таких, как, например, судебный процесс против школьных учителей, «заставлявших» учеников убираться в классе.

Как объяснить подростку его обязанности?

Что ж, если вы поняли, что ваш подрастающий ребенок слишком уж хорошо знает права, игнорируя при этом обязанности, пришла пора объяснить ему взаимосвязь прав и обязанностей подростка. Если традиционные, «дедовские» средства вроде притч и поговорок («любишь кататься – люби и саночки возить») не помогают, попробуйте поговорить об этой взаимосвязи на примере государственного устройства. Подростки любят факты и любую «умную» информацию. Расскажите своему «бунтарю» об официально действующем во всех демократических государствах принципе единства (взаимосвязи) прав и обязанностей – о нем можно прочитать в любом учебнике по конституционному праву. Объясните, что каждый человек – не только подросток, но и взрослый – имеет, наряду с правами, и обязанности. И, кстати, взрослые имеют гораздо больше обязанностей, чем подростки.

Затевая такой разговор, избегайте дидактических интонаций. Скажите, что вы и сами хотите разобраться, а какие права и обязанности теперь имеет вступивший в новый возраст гражданин. Изучите вместе такие правовые документы, например, как Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка (соответственно, 1959 и 1989 гг.). Кстати, первый документ гласит, что любое лицо, не достигшее возраста 18 лет, является ребенком. Так что, как можно убедиться, весь мир считает, что подросток – это все-таки еще ребенок. Читая список прав, не поленитесь заостриться на каждом, спросить ребенка, как он считает, соблюдается это право по отношению к нему или нет. Возможно, уже на этом этапе и вы узнаете много нового для себя.

Ну а теперь можно перейти к вопросу о том, какими обязанностями обладает подросток. Тут, конечно, ваша задача несколько усложняется тем, что не существует отдельного правового документа, декларирующего обязанности детей и подростков. Тем не менее, эти обязанности прописаны в отдельных законах, которые можно легко найти в интернете. Вот только некоторые из них:

  • обязанность получить основное общее образование, т.е. закончить 9 классов средней школы (прописана в Законе «Об образовании»);
  • обязанность быть законопослушным гражданином, т.е. не совершать преступлений, правонарушений, других действий, могущих нанести вред другим людям, не пользоваться и не носить при себе оружие, включая кастеты, бумеранги, складные ножи с выбрасывающимся лезвием (прописана в Административном и Уголовном Кодексах, Законе «Об оружии);
  • обязанность соблюдать права других людей, т.е. осуществлять свои права не в ущерб интересам других (прописана в Конституции).

Обязанности подростка в семье

Теория и правовые документы – это хорошо, но пора перейти к практическим задачам и поговорить об обязанностях подростка по дому. Не будем приводить здесь списки возможных конкретных обязанностей – в этом нет необходимости. Достаточно будет перечислить основные правила, которым подчиняются и обязанности подростка, а их не много:

  • соблюдать семейные традиции, уважительно относиться к близким;
  • убирать за собой;
  • беречь имущество семьи;
  • помогать, когда просят, если нет уважительной причины для отказа.

Дом, семья – это первое место, где ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. От того, как выстроятся отношения подростка с родными, во многом зависит то, как во взрослой жизни он будет чувствовать себя в окружении людей. Если в семье все уважают друг друга, ответственно выполняют свои обязанности, если царит атмосфера добровольного сотрудничества и взаимопомощи, то и выросший в этой семье ребенок, что называется, «не пропадет» в жизни.

Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретные

Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время, не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить.

Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.