Возрастные особенности психического развития детей

Рубрика: Медицина

Общие характерные признаки

Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни.

Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:

  • восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
  • овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
  • довольно хорошая механическая память;
  • конкретно-наглядные методы постижения информации;
  • приобретение определенных трудовых навыков;
  • постепенный прогресс умственного развития.

Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.

Недоразвитие психики и интеллекта может формироваться вследствие таких причин:

  1. Наследственность или генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробное нарушение развития плода под воздействием инфекций или травм. Влияние токсичных лекарственных препаратов, принимаемых во время беременности.
  3. Травма, полученная при родах, патологии центральной нервной системы при недоношенной беременности.
  4. Приобретенные инфекции, действие которых направлено на разрушение клеток мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита.

Отсталость может наблюдаться и в физическом развитии ребенка в виде нарушений двигательных функций, деформации черепа или изменений размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и глубокой умственной отсталости у детей, в некоторых случаях могут присутствовать и в состоянии легкой дебильности.

Иными словами, олигофрения – такое состояние детского организма, при котором ему тяжело поддерживать темп освоения новых навыков и умений, соответствующих возрасту. Ребенок нуждается в коррекционной программе, пройдя которую, он сможет чувствовать себя полноценным членом общества.

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

Читайте также:  Вода для малышей до 1 года — какая, сколько и когда

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Возрастные этапы и связанные с ними особенности психического развития детей

Психическое развитие в младенчестве от 0 до 2 лет

Для молодых родителей, особенно тех, у кого родился первый ребенок, это интересное и одновременно сложное время. Уже в этом возрасте у малыша начинает закладываться качества, которые повлияют на всю его жизнь.

В это время мамы и папы начинают узнавать своего ребенка, малыш уже проявляет индивидуальность, непохожесть на других. Родители должны научиться понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальность своего ребенка.

В это время очень важно не разрывать эмоциональную и физическую связь малыша и мамы. Только рядом с родным человеком ребенок будет чувствовать себя хорошо и спокойно.

Психическое развитие у дошкольников от 2 до 5 лет

В это время ребенок активно осваивает мир вокруг себя. Он самостоятельно передвигается, начинает говорить и понимать, как называются вещи, которые его окружают. В это время ребенок начинает разделять себя и маму. Этому возрасту характерно появление в лексиконе малыша слова «нет».

У маленького человека начинает формироваться эмоциональная регуляция. Родителям важно помочь ребенку научиться правильно реагировать на изменения окружающей среды – удивляться, радоваться, пугаться. Ребенок должен не просто уметь говорить «нет», но и принимать «нет» от окружающих.

Читайте также:  Развитие ребенка на 5 месяце жизни: что должен уметь малыш?

Родителям стоит поощрять стремление ребенка к познанию мира, тогда он будет активно формироваться и физически и интеллектуально. Малышу необходимо общение со сверстниками, но на первом плане взаимоотношение с близкими. В это время уже начинается подготовка к школе, ребенок должен учиться конкурировать со сверстниками и физически, и интеллектуально. Важно развивать коммуникативные навыки. Мама и папа должны обеспечить оптимальную комбинацию ободрения, поддержки и родительского руководства.

Психическое развитие у младшеклассников от 6 до 12 лет

Это время активного познания, первых серьезных побед и первых неудач. Дети в этом возрасте реализует себя в спорте, учебе или творчестве. Ребенок должен понять, что разочарование может быть очередным шагом к будущему успеху. Он учится находить свои сильные и слабые стороны.

В школе у ребенка появляются новые обязанности, возрастает нагрузка. Он учится самодисциплине, умению принимать решения. Родители должны предоставить школьнику чуть больше самостоятельности, при этом неустанно следить за ним. Близким важно оказать ребенку поддержку, если у него что-то не получается. Обязательно нужно хвалить младшего школьника за его первые достижения. Это позволит ребенку сформировать адекватную самооценку, он научится анализировать свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Психическое развитие в подростковом периоде от 13 до 18 лет

Это время – настоящее испытание не только для родителей, но и для самих детей. На период обучения в средней школе приходится время активных изменений в организме подростка. Гормональные всплески накладываются на непонимание со стороны сверстников и старших.

Особенности психического развития у детей подросткового возраста проявляются в стремлении к независимости, которая иногда проявляется в агрессивной форме. Подростковому периоду свойственны крайности – неуверенность и замкнутость или, наоборот, чрезмерная бравада.

Если вы поможете ребенку преодолеть этот период, в старшей школе его поведение начнет меняться. Социальные навыки станут закрепляться, будут совершенствоваться таланты подростка. Именно в это время ему предстоит определиться, куда пойти учиться после школы, кем быть в будущем. Сверстники в это время по-прежнему являются авторитетом для ребенка.

Родители в этот период должны дать понять детям, что они любимы, несмотря ни на что. Очень важно вовлекать подростка в семейные мероприятия, сделать атмосферу дома теплой и позитивной, открыто и на равных общаться с ним. Тогда ребенок переживет этот сложный период без негативных последствий.

Читайте также:  Готовим с выдумкой: как привить ребенку любовь к супам

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.