Во сколько лет ребенок должен знать алфавит

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был самым умным и умелым, чтобы все знал и понимал. Одним из поводов для гордости является знание алфавита. Мамы постоянно ищут возможность похвастаться друг перед другом тем, какую букву выучил малыш. Но так ли верно торопиться в этом вопросе? Когда же все-таки лучше начинать учить ребенка запоминать буквы и какие правила стоит учесть?

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

Читайте также:  Каковы возрастные нормы роста у мальчиков и девочек по данным ВОЗ

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Дата публикации: Последнее изменение:

Когда начинать учить ребенка читать?

Многие родители беспокоятся, что ребенок не научится читать до школы и начинают это делать чуть ли не с 2-х лет. Но как я описала на собственном примере, это все очень индивидуально. Не следует торопиться — наблюдайте за малышом.

Когда начинать учить ребенка читать?
  1. В 3 — 4 года чаще всего малыш еще не готов к обучению чтению. Ему трудно долго сидеть на одном месте и удерживать внимание. Поэтому в это время лучше обогащайте его знания об окружающем, пополняйте словарь и развивайте речь.
  2. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка. Не равняйтесь на других детей.
  3. Лучшее время для обучения чтению 5 — 6 лет. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение или различные развивающие курсы начните это делать сами. Ниже мы расскажем как.

Как учить ребенка алфавиту

Малыши начинают интересоваться буквами в разном возрасте, но обычно это происходит достаточно рано. Уже в 2 года дети с удовольствием играют с кубиками, а в большинстве случаев они украшены буквами и иллюстрирующими их картинками. А это указывает на самый грамотный, простой и эффективный способ обучения алфавиту – в игровой форме:

  • Это единственный понятный метод для маленького ребенка.
  • Если начать учить малыша в возрасте 3 – 4 лет так, как это делается в школе, можно получить ровно противоположный ожидаемому эффекту результат.
  • Любое принуждение, «обязаловка» приведет к тому, что у малыша сформируется четкая негативная ассоциация с буквами, сигнализирующая ему, что чтение – это скучно, нудно, утомительно и крайне неинтересно. А это самое опасное, к чему могут привести вполне положительные желания некоторых родителей если не сделать из своего чада вундеркинда, то хоть похвастать тем, что читать он начал раньше своих сверстников.

Для того, чтобы чтение стало «лучшим другом» ребенку, учить его алфавиту нужно постепенно, учитывая его способности и возможности, возраст, желания, а также используя легкую и понятную игровую форму.

Способы знакомства малыша с буквами

Обучать ребенка алфавиту можно не только дома. Например, обращайте внимание вашего чада на названия магазинов на улице. Это закрепит ваши домашние занятия.

Читайте также:  Имена для девочек по месяцам по церковному календарю

Не забывайте хвалить ребенка при каждом, даже незначительном, успехе. И не ругайте за неудачи, чтобы у малыша не пропало желание учиться.

Важно! Эффективнее учить малыша не названиям букв, а звукам. Если ребенок привыкнет произносить буквы «М» как «ЭМ» при начале чтения по слогам слово «Мама» он произнесет как «Эм-А-Эм-А». А переучить малыша будет намного сложнее.

Подростковый возраст

Когда дети достигают сложного подросткового возраста, мама и папа ещё больше учат их необходимой самостоятельности, постепенно снимая с себя ответственность за их личные дела и перекладывая её на них.

В этот период его жизни подростку нужно дать возможность столкнуться с негативными последствиями своей безответственности. Принимать решения за свои действия и брать на себя ответственность за полученный результат подростки ещё толком не умеют, а путём проб и ошибок подросток постепенно научится понимать, что взрослые не всегда не правы, и в некоторых вещах понимают гораздо меньше его самого.

Родители понимают, что подростки уже стремятся к самостоятельности, но ещё избегают ответственности за свои поступки. Им нужно быть очень тактичными и аккуратными, чтобы навсегда не отбить у ребёнка желание принимать решение относительно своих целей и строить свою жизнь. Ведь для того, чтобы дети чего-то в жизни добились, мама и папа должны в них верить, оказывать поддержку.

Подростковый возраст

В этот период жизни ещё не сформированной, но такой «самостоятельной» личности, родители обучают своего ребёнка навыкам правильного обращения с деньгами, как их сохранять и приумножать. Они понимают, чем раньше у ребёнка появятся собственные деньги, тем быстрее он научится распоряжаться имеющимися денежными средствами.

Они учат сосредотачиваться на настоящем и будущем, а не на прошлом. Объясняют, что для того чтобы что-то иметь нужно быть благодарным за то что уже умеешь.

Изучение с помощью игр

Навык чтения требует постоянных тренировок. Чтобы запомнить прочитанное было проще, нужно рассматривать в книгах картинки, обсуждать ситуации. Чтобы показать ребенку что такое книги, и как это интересно, нужно играть:

  1. Игра на освоение букв. Вместе с ребенком придумать буквам образы, с которыми он будет играть. Все образы должны быть запоминающимися и яркими. Возможно самому сделать карточки с буквами с изображением животных.
  2. Игры на сложение слогов. В основе сделать круги с написанными слогами и картинки, которые показывают малышу, какое слово необходимо сложить. Например, можно сделать картинку с изображением реки. Малыш выбирает два круга. В одном написано РЕ, а в другом КА. Либо картинка, где нарисована каша. Также есть две картинки, где на одной КА, а на другой ША.
  3. Игры на развитие навыка чтения. Есть игра «Слово», которая подразумевает составление слов из перепутанных местами слогов и букв. можно придумать ситуации, например, Ира хотела подарить бабуле подарки и записала их. Но резко наскочил ураган и все перемешал. Нужно помочь Ирочке вспомнить, что нужно было подарить бабуле, составив и перепутанных слогов слова.

Задания

Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.

Найди буквы и раскрась

Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву “В”, разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.

Задания

Найди буквы на картинке

Подборка заданий на изучение и закрепления буквы и звука А

. Выполняя задания, дети не только познакомятся, выучат и закрепят букву А, а еще обогатят общийзапас представлений, словарный запас .Разовьют мелкую моторику и графомоторные функции — много заданий на штриховку, раскрашивание, обведение по точкам, прописи с буквой психические функции — мышление, внимание, воображение, память, а такжегнозис . Проведут работу надзвуко-буквенным анализом (определение местоположения звука А в слове).

Кому:

пособия будут полезны воспитателям в детском саду, учителям начальных классов, логопедам (учителям-дефектологам) и заботливым родителям.

Задания

Возраст:

Читайте также:  Безопасность детей дома: правила и советы родителям

для детей от 4 до 8 лет. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В основном это дошкольники старшей группы детского сада и ученики 1 класса.

Буква А, звук А ____________________________________________________

Задания

Буква А, звук А 2 часть ____________________________________________________

Задание с буквой А для детей 4, 5, 6 лет ____________________________________________________

Буква А, упражнения для детей 5 — 6 лет ____________________________________________________

Задания

Буква А, старшая группа, 1 класс ____________________________________________________

Буква А, старшая группа, 1 класс, 2 часть ____________________________________________________

Задания

Раскрась все буквы А ____________________________________________________

Учим букву А, для логопеда ____________________________________________________

Буква А, пропись ____________________________________________________

Буква А, 2 часть, логические задания ____________________________________________________

Задания

Буква А для 1 класса или детей старшей группы детского сада ____________________________________________________

Найди букву а, пропиши букву ____________________________________________________

Буква А, найди и раскрась, пропиши ____________________________________________________

Знакомство с буквой А ____________________________________________________

Интересные задания на изучение буквы А ____________________________________________________

Задания

Для логопедов буква А ____________________________________________________

Лабиринт буква А

Развитие графомоторных навыков: штриховка арбуза, ананаса, апельсинов. Прописывание буквы А Прочти слоги и допиши их, допиши букву А, закрась все буквы А Задания с буквой А для дошкольников, развитие мелкой моторики. Развитие звуко-буквенного анализа, поиск буквы А в словах Найди и раскрась только те картинки, в названии которых звук А в начале слова (развитие фонематического слуха). Задание с буквой А для дошкольников

Задания

В чём состоит поэтапность обучения

Чтобы хорошо понимать, как научить ребенка читать в 4 года, нужно знать, в какой последовательности лучше это обучение организовать. Его этапы должны быть следующими.

  1. Заготовьте заранее какой-нибудь обучающий материал. Самому легко изготовить кружочки, вписав в них 10 гласных литер, причём сами кружочки должны быть красного цвета – так они обозначаются в звуковых схемах. Материал желательно развесить по всему дому, напевать гласные буквы вместе с малюткой или давать ему угадать звук в знакомых песенках.
  2. Создавайте карточки с согласными буквами, придумывая заранее, с чем может ассоциироваться у малыша изображение каждой буквы, в каких словах она встречается. Начните подставлять согласные буквы к гласным, напевая их совместное произношение, причём в разных интонациях. Такая музыкальная игра детям нравится.
  3. Освоив с малышом несколько согласных букв, начинайте соединять слоги, добавляя к двум литерам третью: со-н, но-с. Самые ходовые короткие слова можно тоже запечатлеть на карточках. Удобно также применять магнитную азбуку.
  4. К сложным словам переходите, когда малютка освоить чтение коротеньких, в три – четыре буквы, слов. Методика должна быть такой же – слова пишете на листиках, листики расклеиваете, читаете вместе. Временами меняйте расположение листиков, чтобы ребёнок их узнавал.
  5. Изучая новое, время от времени повторяйте старое.

Сопутствующие упражнения для развития умения читать

Интересные упражнения помогут детям получить удовольствие от чтения. Вот некоторые, которые используют педагоги:

  1. Путаница. Слово нужно написать так, чтобы все буквы перепутались. Нужно переставить буквы правильно.
  2. Прятки с буквами. Знает ли малыш, что в слове может быть спрятано другое слово? Конечно, слова нужно подбирать небольшие.
  3. Какая буква нужна. В этом упражнении предлагается вставить букву в слово под картинкой. К примеру, на картинке нарисован кот, внизу есть буквы «К» и «»Т», а между ними промежуток, куда нужно поставить нужную букву. Буквы могут быть вырезаны из бумаги, а также можно просто вписать нужную букву-потеряшку. Это упражнение позволяет понять прочитанное.
  4. Найти конец слова. Предлагаются карточки, на которых написаны начало слова и конец слова: «само», «лет», «моло», «ко», «пету», «шок» и другие. Маленький умник должен отыскать конец слова и соединить его с началом. Можно использовать слова конкретно по теме: «транспорт», «еда», «одежда» и прочее.
  5. Чтение с конца. Предлагают прочитать слово не с начала, а с конца. Речь идет о длинных словах. К примеру, слово «мастерит» делят на слоги: мас-те-рит. Сначала маленькому исследователю дают карточку с последним слогом, потом с последним и предпоследним слогом, а уже потом все слоги по порядку. Подобное упражнение помогает научиться читать сложные слова, не проглатывать окончание и не домысливать слово по первым слогам.

Есть немало других интересных упражнений, которые родители могут взять на вооружение.