Роль окружающего мира в развитии ребенка \ Что нужно знать родителям?

Психология детей дошкольного возраста имеет большое количество особенностей, которые должны знать все родители. Благодаря этому они смогут создать хорошие условия для развития ребенка, сделав его более сильным. В результате удастся сформировать гармоничную личность.

Что и как должны делать родители

Каждый член семьи должен действовать скоординировано, чтобы воспитание проходило системно. Семья в воспитании должна выполнять следующие функции:

  • обеспечивать малышу условия для физического развития;
  • прививать любовь к искусству;
  • участвовать в развитии его личности;
  • обучать ребенка;
  • доносить нормы нравственного поведения.

Физическое развитие подразумевает совместные занятия гимнастикой и проведение спортивных упражнений. Это поможет заложить первый кирпичик здоровья малыша, дав ему толчок к ведению в дальнейшем здорового образа жизни. Но любое занятие должно приносить радость. Поэтому гимнастические упражнения нужно проводить в игровой форме. Дети в школьном возрасте часто воспринимают все поучения в штыки. Поэтому им лучше всего преподносить все на собственном примере. Таким образом, можно не только повысить уровень здоровья семьи, но и сделать ее еще более сплоченной.

Ребенок проводит большую часть времени в семье. Именно в этих условиях происходит формирование личности малыша, идущее в двух направлениях:

Что и как должны делать родители
  1. Родители целенаправленно воспитывают ребенка и формируют его привычки.
  2. Малыш наблюдает за членами семьи и копирует их поведение и образ жизни.

Поэтому любое воспитание необходимо начинать с себя. Культурное поведение с окружающими людьми, просмотры хороших фильмов, чтение классической литературы, соблюдение правил этикета и личной гигиены – это все является примером для малыша.

Стоит особое внимание уделить воспитанию нравственного поведения и творческих интересов. В каждом возрасте у детей повышен уровень любознательности, который выражается в постоянном задавании вопросов родителям и изучении окружающего мира. Родители должны стимулировать познавательный интерес малыша, максимально подробно отвечая на всего его вопросы. Развитию творческих интересов способствует чтение книг, будь то книжки-малышки или произведения великих классиков. Но одного прочтения мало. Для развития ребенку будет полезно обсуждение прочитанного произведения, высказывание своих точек зрения. Походы в театры и на кукольные спектакли, музеи и выставки – все это также влияет на воспитание ребенка положительным образом.

Читайте также:  Как отметить Новый год с детьми?

Познавательные способности у ребенка начинают развиваться уже с рождения. Хотя многие родители этому не придают особого значения ввиду небольшого возраста. Но банальные составляющие повседневной жизни крохи и его мамы (улыбки и агуканье, уход за малышом, пение колыбельных песен и пр.), дают малышу возможность узнать о жизни не только в пределах семьи.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Стимулируйте речь малыша

Детям в этом возрасте нравится играть с другими детьми и учиться у них.

Задавая вопросы и слушая ответы детей, родители стимулируют их речевую деятельность. Обязательно отвечайте на вопросы ребенка! Этим вы развиваете его познавательные интересы, которые очень важны для обучения ребенка.

Читайте также:  Простуды: насморк, кашель, температура и боль в горле

Поощряйте ребенка к разговору. Учите его рассказывать истории, петь и играть.

Не забывайте, что именно игра является тем видом деятельности, в котором и происходит основное развитие, обучение ребенка, обогащение его опыта взаимодействия как с предметами, так и с людьми.

Дети в этом возрасте в целом уже понимают, что плохо, а что хорошо. Используя народные сказки, песни и игры, родители могут обучить детей тому, как следует себя вести.

Особенности формирования нормальной самооценки

Базой самооценки взрослых людей является так называется Я-концепция. Она представляет собой комбинацию представлений о себе самом и является следствием оценки собственного поведения в разных ситуациях и сравнения себя с другими людьми.

Психологические особенности ребенка таковы, что правильнее вести рассуждения о «Ты-концепции». Отношение к своей личности у малыша базируется на том, как его воспринимают важные взрослые – в первую очередь родители.

Если они не одобряют непосредственность и естественную активность ребенка, есть риск формирования неправильной самооценки – обычно она становится заниженной. Важно стимулировать и поддерживать любознательность ребенка и его инициативность. Не стоит игнорировать вопросы малыша. Важно учитывать, что ко всем обыденным для взрослых вещей у ребенка свое отношение – он видит их впервые.

При этом нужно донести до малыша особенности учебы, течение этого процесса. Немаловажное значение имеют промежуточные и конечные результаты. Благодаря этому ученик не будет паниковать из-за случайно полученной двойки.

Рекомендуется учить малыша не остерегаться неудач. Важно совместно проводить анализ ошибок и стараться делать соответствующие выводы. Стоит сформировать такую атмосферу, чтобы ребенок понимал, что он может рассчитывать на любовь близких вне зависимости от оценок. Рекомендуется показывать малышу уверенность, что впоследствии он сумеет получить отличные результаты.

Особенности формирования нормальной самооценки

Родители не должны ставить перед детьми слишком высокую планку. Похвалу и наказание стоит подбирать с учетом возрастной категории и особенностей ребенка. Любые сравнения малыша рекомендуется делать исключительно с ним же. Стоит соотносить победы и достижения, которые произошли вчера и сегодня.

Читайте также:  Как правильно петь колыбельную ребенку: 6 шагов

Не стоит приводить в пример достижения ровесников или родственников, поскольку это негативно влияет на самооценку. Малыш должен относиться к своим результатам как к норме. Только это поможет ему спокойно воспринимать успехи окружающих.

Чтобы помочь повысить самооценку ребенка, можно давать ему важные поручения, привлекая к бытовым делам. Благодаря выполнению своих простых домашних обязанностей и помощи старшим, малыш сможет чувствовать себя полезным и значимым.

Важно следить, чтобы отрицательные оценки поведения ребенка не затрагивали его личность. Можно сказать, что маму расстраивают разбросанные игрушки, поскольку комната кажется неуютной. При этом не рекомендуется называть малыша лентяем. Стоит помнить, что ребенок воспринимает отношение родителей не только по сказанным словам, но и по жестам, мимике, интонации.