Ребенок в шесть месяцев развитие умение

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Взросление ребенка

В первые 1,5 года жизни дети переживают резкий рост и стремительное развитие: физическое, умственное и эмоциональное. Этот процесс проходит волнообразно и характеризуется появлением у ребенка новых навыков.

Каждое новое умение накладывается на предыдущий навык. Например, кроха учится сперва переворачиваться, потом ползать и сидеть, подтягиваться и вставать у опоры и, наконец, ходить. Скачок роста — это также скачок в развитии нервной системы и мозга. Стремительные перемены, появление новых способностей порой пугают ребенка. В такие периоды ему требуются особое внимание и помощь родителей.

Взросление ребенка

Можно выделить одинаковые паттерны и очередность их развития у всех детей, несмотря на то, что каждый ребенок уникален. В общей сложности насчитывают 10 периодов скачков роста у детей до 2 лет: 8 из них происходят до 12 месяцев, 2 последних — до 18 месяцев.

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

Познавательное развитие

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1—3 мин заниматься одним предметом.

Социальное развитие

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.

2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Речевое развитие

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

Моторное развитие

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3—5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Двигательные навыки

К 5 месяцам двигательная активность малыша существенно расширяется:

  • переворачивается на спину из положения лежа на животе и с боку на бок;

  • учится перекатываться и вертеться на животе по кругу (это предвестники ползанья, их нужно всячески стимулировать и поощрять);

  • берет понравившийся предмет в руку и может достаточно долго его удерживать и манипулировать им – тянуть в рот, ударять о поверхность, трясти;

  • может схватить движущийся предмет;

  • захватив ножку, пытается засунуть ее в рот;

  • делает «лодочку», лежа на животе – поднимает одновременно головку и ножки и остается в таком положении несколько секунд, двигая при этом ручками и ножками;

  • из положения лежа на животе уверенно поднимает туловище, опираясь на предплечья и руки;

  • если потянуть малыша за ручки, он может присесть;

  • если поставить малыша на твердую поверхность, он будет стоять практически полностью, выпрямив ножки;

  • некоторые малыши уже к 5 месяцам могут самостоятельно придерживать бутылочку при кормлении.

Читайте также:  Обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?

Внимание! Не сажайте ребенка до 6 месяцев, если он самостоятельно не садится!

В этом возрасте появляются предвестники первых зубов – обильное слюноотделение, малыш все тянет в рот, могут появляться сопли, ребенок может становиться капризным, плохо спать и т. д.

Повышенная двигательная активность вашего малыша требует дополнительных мер безопасности: если ребенок находится на любой поверхности, кроме пола, то позаботьтесь о том, чтобы он не упал с нее. Если вы выкладываете его на пол, следует максимально обезопасить пространство: убрать все, что может упасть на ребенка; проверить, чтобы по полу не дули сквозняки; убрать электроприборы и шнуры; проверить, что малыш может потянуть и свалить на себя, потянуть в рот и т. д. Уберите все мелкие предметы – скорее всего, ребенок потянет в рот оказавшиеся в поле досягаемости пуговицы, шурупы, бусины, монеты и т. д. Хрупкие предметы тоже лучше убрать.

Психологическое и эмоциональное развитие

К 5 месяцам малыш уже хорошо различает близких и чужих людей. Устанавливается тесная эмоциональная связь с мамой. Психолого-эмоциональное развитие в 5 месяцев характеризуется устойчивым и долгим гулением. Появляются новые реакции:

  • различает выражения лиц окружающих его людей и оттенки интонации в их речи;

  • с интересом реагирует на музыку;

  • появляются любимые игрушки;

  • на громкие и резкие звуки может отреагировать плачем;

  • плач выражает не только чувство голода и жажды, но и протест против одиночества;

  • в гулении появляются новые звуки;

  • учится привлекать к себе внимание не только плачем;

  • эмоции становятся разнообразнее – малыш уже может радоваться и обижаться, проявлять любопытство и страх;

  • может узнать любимую игрушку по фрагменту;

  • может надолго задерживать внимание на заинтересовавшем его предмете;

  • некоторые дети в этом возрасте могут начать бояться незнакомых взрослых;

  • интересуется едой взрослых.

Следует обратить внимание

Когда мы говорим о том, что ребенок должен уметь в 5 месяцев, мы не имеем в виду, что есть некие обязательные и неукоснительно соблюдаемые нормы. Все детки индивидуальны, и если ваш малыш начал что-то делать раньше или позже, это не говорит о нарушениях в развитии. Насторожиться нужно, если вы заметили следующие признаки:

  • гипертонус – это сигнал о наличии у ребенка неврологической патологии и необходимости консультации специалиста, также обратиться к неврологу нужно, если у малыша не исчезли врожденные рефлексы;

  • неуверенно держит головку, особенно из положения лежа на спине;

  • не может дотянуться до игрушки;

  • с трудом переворачивается, особенно с живота на спину;

  • маленькая прибавка в весе: если прибавка меньше 500 г – это повод подумать о прикорме;

  • проблемы со стулом с началом введения прикорма: если у ребенка после введения прикорма появились запоры – это может сигнализировать о том, что ребенку не хватает жидкости или малышу не подходит белковый и молочный прикорм.

В любом случае, если вас что-то настораживает в поведении ребенка – обязательно обратитесь к своему педиатру.

Игры и упражнения для детей в 5 месяцев

Для ребенка по-прежнему очень важен эмоциональный и тактильный контакт с матерью. Чем больше мама гулит и разговаривает с малышом, играет и занимается, тем лучше для его развития. Особое внимание в 5 месяцев уделяется физическому развитию. Скоро малыш начнет сидеть и ползать, стоять и ходить, поэтому важно укреплять и подготавливать к таким серьезным нагрузкам все группы мышц.

Базовые рекомендации по развитию 6-месячных грудничков

Существуют методики, которые, несмотря на свою простоту, способны быстро развивать малыша. С их помощью можно в кратчайшие сроки добиться положительных результатов:

  • С детьми нужно разговаривать. Хорошо, если родители научаться комментировать свои действия, произносить вслух названия используемых предметов. В жизни ребенка 6 месяцев отроду должно присутствовать много сказок, стишков, потешек.
  • Разнообразные пальчиковые игры также способствуют расширению словарного запаса за счет стимулирования мелкой моторики рук.
  • Дети должны играть с разнообразными игрушками и предметами, разглядывать их, осязать, пробовать на вкус. Родителям стоит позаботиться о том, чтобы у детей всегда были под рукой изделия самых разных текстур. Можно сшить небольшие тканевые мешочки, заполнить их макаронами, крупами, фасолью и другими сыпучими веществами.
  • Нужно обязательно познакомить кроху с его отражением в зеркале. При этом рассказываем младенцу, что он видит, как называются части его лица.
  • Вокруг кроватки рекомендуется развешивать картинки с изображением изучаемых предметов. Изначально лучше заниматься с черно-белыми изображениями, постепенно переходя на цветные, но не очень яркие.
Базовые рекомендации по развитию 6-месячных грудничков

Даже такая стимуляция отделов мозга новорожденного обязательно даст положительный результат. Если ее подкрепить, используя профильные игры и развивающие упражнения, эффект будет даже более быстрым и выраженным.

Читайте также:  Грудное вскармливание – советы кормящей маме

Зарядка для ребенка в месяцев

Физические упражнения для развития ребенка в 6 месяцев должны быть нацелены на улучшение координации движений, совершенствование опорно-двигательного аппарата. Ваш малыш начинает понимать, что ему говорят, поэтому следует свои действия сопровождать командами: повернись, ляг на животик, на спинку, сядь. Все слова должны звучать ласково, без нервозности. Тогда зарядка для ребенка станет временем радости и общения с близким человеком.

1. Сведение рук перед грудью Вами с малышом усвоено давно, но теперь его следует сделать немного более сложным: кроха держится не за большие пальцы маминых рук, а за погремушки или за колечки. Потянув за игрушки, развести ручки в стороны, затем скрестить перед грудью. Повторить упражнение 8 раз, чередуя сверху левую и правую.

2. Для укрепления и развития мышц, суставов грудничка выполняют поднятие ног. В положении лежа на спине надо взять его за голени (большие пальцы внизу, а остальные пальцы обхватывают сами голени). Ножки выпрямить, поднять под прямым углом к плоскости, подержать несколько секунд и опустить. Повторять следует 7 раз за день.

3. С целью развития пресса и мышц спины выполняют приподнимание туловища из положения лежа на животе. Для это вложите большие пальцы рук ему в ладошки. Оставшимися пальцами держите ручки за запястья. Разведите их в стороны, затем вверх, потянуть немного. Головка малыша будет подниматься, пяточки упираться во взрослого. Потягивание выполняется, пока карапуз не встанет на коленочки. Упражнение выполняется 2 раза.

4. Вращение руками по кругу выполняются сидя с помощью колец. Дайте их грудничку, когда он за них ухватится, сделайте круговые движения 5-7 раз, держась за игрушки.

Как развивать шестимесячного ребёнка?

Обучающие игры и занятия оказывают большое влияние на умственное, психоэмоциональное развитие ребёнка. Любимые игрушки у детей в полгода – погремушки, книжки с разными звуками, кубики, пирамидки, спиральки, дети с удовольствием играют с коробками, рисуют пальчиковыми красками, пробуют лепить, собирать крупные пазлы, любят пересыпать крупы, макароны, другие мелкие предметы.

Развивающие игры и занятия:

  • больше разговаривайте с ребёнком, сопровождайте рассказ жестами, не забывайте о мимике, меняйте интонации;
  • расширяйте словарный запас – называйте все предметы, которые встречаются на пути, показывайте обучающие карточки;
  • стимулируйте навык ползанья – кладите на коврик яркую игрушку, пусть ребёнок пытается до неё добраться;
  • кружите, подкидывайте вверх, качайте на коленках – такие игры хорошо развивают вестибулярный аппарат;
  • слушайте музыку, часто дети уже начинают подпевать знакомые песни;
  • делайте гимнастику на фитболе, занимайтесь плаваньем – эти упражнения благотворно влияют на общее физическое развитие;
  • играйте в прятки, катайте мяч или игрушку на колёсиках;
  • для развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры – Ладушки, Сорока;
  • привлекайте к делам на кухне – дети с удовольствием погремят крышками, ложками;
  • в системе воспитания начинайте прививать культуру питания – приучайте есть на своём месте, аккуратно, показывайте, как пользоваться салфетками.

Специалисты продолжают спорить о пользе и вреде ходунков и прыгунков, но все эти новшества приводят детей в восторг, а маме дают возможность немного передохнуть. Пользоваться помощниками можно и нужно, но не более получаса в день.

Игры на развитие мелкой моторики способствуют формированию правильной речи, улучшают интеллект, умственные способности, но нужно следить, чтобы ребёнок в азарте не проглотил какой-то мелкий предмет.

Режим дня

Соблюдение режима дня – основная составляющая правильного развития нервной системы грудничка. В 6 месяцев дети должны спать 15–16 часов в сутки – 9–10 часов ночью, по 1,5–2 часа трижды в течение дня.

Как развивать шестимесячного ребёнка?

В возрасте 6 месяцев ребёнок должен спать две трети дня

Что входит в режим дня:

  • прогулки на свежем воздухе дважды в день, продолжительность зависит от погодных условий;
  • к привычным гигиеническим процедурам добавляют уход за ротовой полостью – процедуру нужно проводить специальной насадкой-щёткой, делать это необходимо, даже если первый зуб ещё не появился;
  • закаливающие процедуры – солнечные и воздушные ванны, обтирания, ходьба по влажному полотенцу;
  • вечернее купание;
  • массаж, гимнастика.
Читайте также:  «Ручные» дети или как отучить малыша от рук

Шестимесячных младенцев желательно укладывать в одно и то же время, но по утрам не будить, постепенно ребёнок сам приучается просыпаться.

Шестимесячный ребёнок отличается активностью и любознательностью, активно изучает окружающий мир. Правильный режим дня, полноценное питание, внимание, забота и общение – всё это позволяет детям расти здоровыми и счастливыми.

Узнайте больше по теме: Детские заболевания

Первые зубы

Позади полгода жизни малыша — самое время для появления первых зубов (а может, и сразу нескольких). «Долгожданный» период для родителей. Педиатры настоятельно рекомендуют посетить детского стоматолога, чтобы специалист оценил строение челюсти и уздечек ротовой полости ребёнка.

Прорезывание зубов вполне может пройти незаметно и спокойно. Но чаще этот процесс сопровождается повышением температуры тела, обильным слюноотделением, нарушением сна, капризами и раздражительностью ребёнка.

На помощь малышу приходят прорезыватели, специальные гели для дёсен. Впрочем, нужно приготовиться к тому, что этот период затянется ещё надолго, — зубы теперь будут появляться один за другим. И возможно, каждый из них будет буквально «выстрадан» малышом и мамой.

Психоэмоциональное развитие ребенка в месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { ({ blockId: «R-A-281372-10», renderTo: «yandex_rtb_R-A-281372-10″, async: false }); }); (»); })(this, «yandexContextSyncCallbacks»);

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей. Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Речевое развитие 6-месячного ребенка

Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета, оборачивается на свое имя. Ребенок 6 месяцев смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: «Где то-то?». Развитие речевого аппарата позволяет ребенку 6 месяцев протяжно произносить гласные звуки. Малыш часто произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования, в лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность. Ребенок 6 месяцев повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета. Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): «чихает», «покашливает», «смеется».

Частые проблемы

  1. Дискомфорт от прорезающихся зубов. У малышей набухают и чешутся десны, что мешает крохе и делает поведение младенца капризным. У некоторых карапузов появление зубов сопровождается повышением температуры, жидким стулом и другими отрицательными симптомами.
  2. Частые просыпания ночью. Более крепкому ночному сну будет способствовать купание перед укладыванием на ночь и кормление после него. Также проследите, чтобы между третьим дневным сном и засыпанием на ночь прошло минимум 4 часа.
  3. Травмы. Полугодовалый малыш очень активен, поэтому родителям важно предотвратить любые риски получения травм, которых в этом возрасте хватает. Кроха может перевернуться на кровати и упасть с нее, не удержаться за мебель, когда встал, ползти и уткнуться в острый край мебели или ручки комода. Также важно не забывать о риске прищемить пальцы, открывая ящики шкафов, попробовать на вкус моющие средства, залезть в мусорное ведро, подавиться мелкими деталями игрушки.

Проведите с малышом занятия по методике «Маленький Леонардо», показанные в видео Тепляковой Ольги – эксперта по интеллектуальному развитию.