Развитие речи у детей 2-3 лет консультация (младшая группа) на тему

В 2-2,5 года ребенок в норме строит предложения из нескольких слов, в 3-5 лет учится правильно произносить все звуки, а к школе становится полноценным собеседником, который может свободно рассказывать длинные истории и выговаривает многим ненавистный звук «р». Это стандарт развития речи, к которому нужно стремиться. О случаях, которые должны насторожить родителей, нам рассказала руководитель профессионального сообщества «ЛогоНастроение» Татьяна Кулеш.

Основные периоды формирования устной речи

С 1 до 3 лет происходит первоначальное овладение речью. Это возможно, если ребенок правильно понимает речь взрослых. Первые детские слова нередко обобщают, например, «ням» — это и процесс кормления, и столовые приборы, и желание кушать. В этом возрасте пропуск отдельных звуков в словах тоже может быть нормой.

Показателем нормального формирования речи в этом возрасте может служить тот факт, что ребенка понимают посторонние люди. Даже допуская ошибки, ребенок может объясниться с чужим человеком.

В 2-2,5 года ребенок должен уметь строить простые предложения из 2-3 слов и правильно согласовывать эти слова. Ребенок уже знаком с простыми разницами «один-много», «светло-темно», «холодный-горячий» и т.п. Достаточно легко ориентируется во множестве незнакомых слов, быстро их усваивает и употребляет в своей речи.

С 3 до 5-5,5 лет родителям нужно обращать внимание на грамматические формы детских слов, делать акцент на правильное сочетание, четко произносить окончания. В этот период можно показывать ребенку взаимосвязь между абстрактными для него знаками (буквами и цифрами) и словами, которыми он активно пользуется. Таким образом дети постепенно переходят к освоению чтения и письма. Активно развивайте у детей внимание, память, мышление, воображение, анализ. В этот же период ребенок учится правильно произносить все звуки.

Основные периоды формирования устной речи

До 5-6 лет ребенок должен полноценно овладеть связной речью. Это не просто набор звуков, а правильная последовательность их произнесения — сочетание в слова. При этом набор слов — это правильное сочетание слов, изменение их формы и правильное построение предложений, простых текстов, которые несут то значение, которое хочет передать ребенок.

К 6-7 годам речь ребенка полностью сформирована. Ребенок правильно произносит все звуки, умеет находить и вычленять звуки в словах (какой звук первый, какой последний), правильно использует грамматические формы слов, умеет строить рассказы, вопросительные и повествовательные предложения. И в обратном порядке: может выделить одно предложение, одно слово, разделить слово на слоги. То есть еще до школы ребенок учится полноценно пользоваться речью, осваивает ту базу, на которой потом всю жизнь он будет строить свои отношения в коллективе и социуме, познавать окружающий мир.

Читайте также:  В помощь мамам: список необходимых покупок для новорожденного

Большинство звуков ребенок умеет произносить уже к 3 годам. Позже остальных, с 4 до 5 лет, в речи появляются [Л], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ], [Ж], [Р], [Р”]. Последние и самые сложные в произношении – звуки [Р], [Р”]. В среднем эти звуки у детей формируются в возрасте 4-5,5 лет.

Какая бывает речь

Речь бывает пассивная и активная. Пассивная — это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

  • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
  • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
  • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей — это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.

Этапы развития речи ребенка

Первый этап – предречевой (возраст: от рождения до 6-ти месяцев)

На этом этапе происходит подготовка ребенка к овладению речью. Первые голосовые реакции появляются с рождения — это крик и плач. Они активно развивают дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы речевого аппарата. В среднем недели через две у новорожденного появляется реакция на голос говорящего, вскоре он начинает различать интонацию. К 2-м месяцем появляется гуление – негромкие певучие звуки или слоги. Дети любой национальности и даже с врожденной глухотой, гулят практически одинаково.

В 3-4 месяца гуление плавно переходит в лепет – повторяющиеся сочетания гласных и согласных звуков, сопровождающие деятельность малыша. Произносимые детьми звуки начинают напоминать звуки именно их родного языка. Если ребенок имеет тяжелые врожденные нарушения слуха, то лепетать он не будет, гуление у него постепенно затухнет.

Читайте также:  Можно ли ребенка выкладывать на живот в воротнике шанца

Второй этап – образование звуков, становление активной речи (возраст: от 6-ти месяцев до 3-х лет)

Начиная с 6-ти месяцев, ребенок может по подражанию произносить отдельные слоги, связывать определенные звукосочетания с конкретными предметами или действиями. С 10-ти месяцев появляется реакция именно на слова, а не на интонацию или ситуацию. К концу первого года у большинства детей появляются первые слова или устойчивые звукосочетания.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет происходит становление активной речи. В этот возрастной период понимание речи взрослых намного выше произносительных возможностей ребенка. Первые слова – обобщенные, одно и то же слово или сочетание звуков может обозначать и предмет, и просьбу, и чувство. Понять, о чем именно говорит малыш, можно только по сопутствующей словам ситуации – это ситуационная речь, сопровождающаяся активной мимикой и жестами.

В 1,5 года характер употребляемых слов становится обобщающим, дети начинают понимать словесное обращение взрослых вне конкретных ситуаций, быстро усваивать новые знания и слова. В 2-3 года словарный запас активно накапливается, а на третьем году жизни начинает формироваться грамматический строй речи – ребенок усваивает формы ед. и мн. числа существительных, падежные окончания, начинает изменять глаголы по временам и лицам.

Третий этап – дошкольный, обогащение словарного фонда (возраст: от 3-х до7-ми лет)

На данном этапе продолжает накапливаться словарный запас, параллельно с ним идет активное развитие грамматического строя речи. У ребенка появляется навык слухового контроля над речью, но у большинства детей отмечаются дефекты произношения шипящих, свистящих звуков, сонорных – Л и Р.

К 4-м годам ребенок пользуется простыми распространенными предложениями, к 5-ти появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, навыки пересказа. На момент поступления в школу должно быть сформировано правильное произношение и фонематическое восприятие – четкое различение всех звуков.

Четвертый этап – школьный, продолжение обогащения словарного запаса (возраст: от 7-ми до 17-ти лет)

На данном этапе дети сознательно усваивают речь, грамматические правила построения предложений, у них происходит целенаправленная перестройка от восприятия и различения звуков речи до осознанного практического использования всех языковых средств. Ведущая роль при обучении в школе отводится письменной речи.

Основной критерий уровня речевого развития ребенка в этом возрасте – это умение строить грамотные фразы, распространять предложения, пересказывать и рассказывать, анализировать звуковой и слоговой состав слов. Важен не только объем словарного запаса, но и его качество – наличие в нем прилагательных, наречий, местоимений, предлогов. Ребенок старшего дошкольного и школьного возраста должен хорошо владеть навыками словообразования и словоизменения.

Правильное и своевременное речевое развитие позволяет детям полноценно усваивать новые понятия, определения, активно расширять запас знаний и представлений об окружающем мире. Это является основным условием успешного обучения, ведь именно через речь развивается отвлеченное мышление, с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Читайте также:  Как правильно вести себя с пожилыми родителями

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Особенности развития речи у детей в 2–года

Задачи развития речи в 2 года

Определённо скажем, что чётких нормативов нет, каждый малыш индивидуален. Ваш ребёнок может (НЕ ДОЛЖЕН!!!) к двум годам достичь определённых навыков в речи, и это:

  • В словарном запасе использовать около 300 слов.
  • Общаясь употреблять интонацию.
  • Составлять предложения из 2–3 слов.
  • Употреблять при общении союзы, местоимения и предлоги.
  • При общении применять мимику и жесты.

И всё же, если ваш малыш не начал разговаривать к двум годам, то первоначально желательно установить причину задержки развития речи.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.