Новые интересы малыша: развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

В этой статье я хочу поделиться комплексным планом развития на 9-12 месяцев, который я составляла для своей дочки, и который помогал нам скрасить серые будни. В этой программе есть все для всестороннего развития ребенка. Программа поможет грамотно подобрать развивающие игрушки по возрасту малыша и организовать занятия так, чтобы они соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период.

Развитие ребенка 9-месяцев

Ребенку 10 месяцев

  • Ребенок уже совсем уверенно чувствует себя в пространстве. Он свободно ползает, встает на ножки возле опоры, сидит, может ходить рядом с опорой.
  • Может отрывать одну ножку от земли, стоя рядом с опорой, переступать с ноги на ногу.
  • Берет предметы пальчиками (указательным, большим и средним), может брать даже совсем маленькие предметы.
  • Хорошо координирует движения обеих рук. Может действовать двумя руками одновременно.
  • Запоминает и применяет «приемы игры с игрушками». Если Вы ему показали, как с игрушкой играть, скорее всего, именно так он и будет делать.
  • Во множестве источников упоминается, что «в этом возрасте ребенок хорошо сидит на горшке и понимает значение этого предмета». Это неправда . Сидеть то он может (и на горшке, и без горшка), но никакого назначения он не понимает, и поймет не скоро. Подробнее читайте в статье Как приучить ребенка к горшку.
  • Учится манипулировать одним предметом с помощью другого, например, лопаткой пинать мячик, палочкой подталкивать машинку, и тд.

Ребенку 11 месяцев

  • Период первых «условных» слов (как правило «мама, папа, дай». Важно дать правильное направление развитию дальнейшей речи ребенка, об этом читайте в статье Развитие речи ребенка.
  • Может отрывать коленки от пола во время ползания и передвигаться на четвереньках.
  • Развивается интерес к другим детям (подражает их действиям, хочет быть с детьми на площадке).
  • Может наклоняться и приседать из положения стоя.
  • Хорошо знает основные «нет и нельзя», если их немного и они важные.
  • Понимает и выполняет несложные просьбы, типа: дай, возьми, принеси, положи, и тд.
  • Хлопает в ладоши, делает руками «пока-пока» (осознанно).
  • Кивает в знак согласия и отрицательно машет головой в знак протеста.
  • С удовольствием повторяет и различает звуки, которые издают животные.
  • Понимает практически все, о чем говорят взрослые в его присутствии.

Ребенку 12 месяцев

  • Может ходить за ручку (или без поддержки). Когда ребенок начинает ходить без поддержки, он поначалу часто падает. Постарайтесь не кричать в испуге, это пугает ребенка. Помните, что маленькие детки быстро расстраиваются и быстро утешаются. Потерпите буквально пару недель, и ребенок научится падать более-менее безопасно.

Примечание. Если ребенок не ходит до 1,5 лет, то это совершенно в рамках нормы, не переживайте!

  • Малыш очень стремится помогать родителям и повторять различные действия. Постарайтесь не спугнуть эту активность, так как это и важный этап развития, и залог того, что ребенок будет помогать в будущем.
  • Ребенок может говорить несколько слов, и много слогов.
  • Четко показывает, что ему нравится, а что нет. Это касается и игрушек, и пищи, и занятий-игр, и одежды, и новых людей, — практически всего. У него уже есть свое личное мнение практически по любому поводу .

Что умеет ребенок в месяцев

  • Многие детки умеют ходить самостоятельно, но недолго. Для более длительного хождения требуется поддержка родных, опора или любой стимулянт (игрушка например).
  • Хорошо развивается хватательная функция. Малыш уже может брать и удерживать даже мелкие детали, главное следить, чтобы он их не проглотил.
  • Ребенок научился говорить самые простые слова. Он уже хорошо говорит "ма-ма", "па-па" или "ба-ба". Умеет выговаривать "даааа" без окончания "й", ну, смысл и так понятен.
  • Ребенок становится все более смышленым и прекрасно понимает, о чем с ним говорят, чего от него хотят, и реагирует на это либо адекватно, либо в силу своего настроения. Если не хочет чего-то делать, он этого делать не будет.
  • Малыш стал более самостоятельным. Он может резко отказаться от помощи, которую секунду назад просил, если ему не разрешают что-либо делать, ребенок начинает упрямиться, разбрасывает все вокруг, кричит протестуя.
  • Кроха имеет отличную память. Всех кого он любит или привязан, он помнит.
  • Прекрасно выполняет просьбы "возьми", "дай", "нельзя", "не делай так". И главное, что малыш остро воспринимает громкий крик. Ни в коем случае не агрессивничайте и не ругайтесь при малыше.

Физиология 11-летнего ребенка

Девочки взрослеют раньше мальчиков, поэтому первые физиологические изменения чаще всего наблюдаются именно у них. В 11 лет у девочек уже могут увеличиваться молочные железы и появляться угревая сыпь. Если развитие протекает быстро, то могут начаться менструации, однако регулярность и стабильность они приобретут спустя некоторое время.

Гормональная перестройка организма может способствовать набору веса, что приводит к психо–эмоциональным трудностям в этом возрасте. Важно настроить режим питания, при этом, не заставляя его чрезмерно употреблять пищу, но и не слишком отказываться от нее.

Интенсивность развития ребенка в 11 лет различна. Нельзя сказать, что в этом возрасте все подростки претерпевают гормональные и психические изменения, и, стоит отметить, родители не должны переживать по этому поводу, поскольку организмы у всех разные.

Мальчики в 11 лет, как правило, изменяются несильно. Взросление 11-летнего парня проявляется в укреплении костной такни, расширении грудной клетки и наращивании мышечной массы.

Мебель для комнаты

Ребенку безопаснее спать в отдельной кроватке. Она может быть самой простой, но все же должна отвечать основным требованиям:

  • кровать должна быть сертифицированной;
  • расстояние между прутьями у люлек и кроваток с решетками — 6—7 см;
  • у дна кровати должно быть несколько уровней высоты.

Классическая детская кроватка подходит детям до 3—5 лет. Ее дно и бортик можно регулировать по высоте. Когда малыш начнет вставать, дно можно опустить. Чтобы ребенок мог сам залезать в кроватку, нужно убрать бортик либо снять с него две рейки. Есть модели с маятниковым механизмом. Стоимость — от 2520 Р на «Яндекс-маркете».

Кроватка-трансформер растет вместе с ребенком, ее можно использовать до 5 лет. У нее обычно несколько модификаций: например, колыбель, непосредственно детская кроватка и пеленальный столик. Учтите, для каждой модификации нужен отдельный матрас. Стоимость — от 5999 Р на «Яндекс-маркете».

Приставная кроватка предназначена для детей до 6 месяцев. Ее крепят к кровати родителей либо помещают рядом: так можно покормить ребенка не вставая. Стоимость — от 3750 Р на «Яндекс-маркете».

Пеленальный столик. Он понадобится, чтобы не приходилось часто нагибаться, переодевая ребенка. Можно купить специальный пеленальный комод, но он недолго будет полезен. Если не хотите тратиться на полноценный столик, возьмите отдельный матрас для пеленания и используйте его на поверхности подходящей высоты. Стоимость пеленальных матрасов — от 474 Р, столиков — от 1599 Р.

Постельное белье и матрас. Новорожденному достаточно только простыни, которая подходит по размеру к матрасу. Главное, чтобы ребенок ни в чем не запутался во сне. Матрас должен быть жестким и в точности соответствовать размеру кровати, чтобы не было щелей и зазоров. Чтобы ребенку было не слишком просторно в кровати, можно приобрести специальный матрас-кокон. Его удобно использовать для совместного сна и перемещения по квартире.

/toddlers/ Сколько я потратила на ребенка до 5 лет

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.
Читайте также:  Во сколько месяцев дети начинают говорить

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Развитие речи

  • Много разговариваем с малышом;
Развитие речи
  • Рассказываем малышу стишки, потешки;
Развитие речи
  • Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;
Развитие речи
  • Расширяем пассивный запас слов малыша (проводим «экскурсию» по дому, называем новые объекты на прогулке, изучаем части лица и тела);
Развитие речи
  • Знакомим малыша со звукоподражательными словами (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
  • Устраиваем «переклички», повторяя вместе с малышом простые слоги

Важные моменты развития крохи по месяцам: общая таблица

Предлагаем ознакомиться с общей таблицей детских моторных навыков, которые фиксируются в том или ином возрасте. Обычно тот или иной двигательный акт происходит в определенный месяц жизни. Первая улыбка, гуление и так далее отражает развитие костно-мышечной системы и головного мозга.

Первые пару месяцев после рождение малютка почти ничего не умеет, а лишь учиться фиксировать свой взгляд на короткое время. Его движения хаотичны – тело пока не подконтрольно ему. Практически невозможно определить какие-либо отклонения от нормы в этот период.

Опытный доктор обнаружит сильное повышение или снижение мышц тонуса и прочие признаки, указывающие на тяжелое поражение мозга. Считается, что если младенец не предпринимает попыток подняться из положения лежа на животе, не пытается отклонить голову, то, видимо, происходит задержка моторного развития – в этом случае придется предпринять комплекс действий.

Если к шестому месяцу малютка не переворачивается со спины на бок или живот и наоборот, то это может указывать на ряд факторов – большинство из них не опасны и являются физиологическими.

Восьмимесячный ребенок не ползает и не стремится к этому? Обратитесь к врачу-педиатру для обследования. К годовалому возрасту малышу следует сделать хотя бы несколько шагов, даже при поддержке близких людей. Этого не случилось? Возможно, причина в задержке моторного развития. По утверждению ВОЗ имеются обширные возрастные диапазоны, позволяющие освоить двигательные навыки, поэтому волноваться рано. Ребенок вполне может отставать от нормы на пару месяцев. Если срок более длительный – консультация с врачом обязательна.

Процесс освоения разных навыков весьма индивидуален. Каковыми могут быть последствия задержки моторного развития? Если случилась задержка в развитии моторики, то может быть несколько последствий и их можно избежать, если своевременно выявить отставания освоения двигательных навыков.

Серьезное отставание в моторном развитии может обернуться развитием отставания от сверстников в плане разных движений. Последствия: нарушается процесс адаптации и жизнедеятельности.

Сколько бы ни было месяцев младенцу, задержка моторного развития нарушит его взаимодействие с окружающим миром. Как это происходит? Замедляется темп развития в сфере психического процесса и органов чувств.

Если случай тяжелый, и к задержке моторного развития прибавляется психическая составляющая, не исключено формирование инвалидности. Это происходит из-за неспособности крохи усваивать новые акты (психические, двигательные).

Читайте также:  Детское здоровье: заболевания у детей и методы лечение детских заболеваний \ Что нужно знать родителям?

Чтобы избежать неприятных и труднопреодолимых последствий, рекомендуем тщательным образом следить за тем, чтобы он осваивал разные двигательные навыки. Начинается такое освоение с простейших навыков: движения в сторону интересующих игрушек. Все эти мелочи постепенно ведут к такому сложному двигательному акту, как ходьба. Изучите соответствующую таблицу – информация о том, как должны развиваться моторные навыки, полезна не только специалистам, но и семье малыша.

Кормление ребенка в месяцев

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Кормление ребенка в месяцев

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

месяцев

На седьмом месяце эмоциональный рост значительно заметен. Появляется характер и темперамент вашего малыша. Приобретенные знания пытается использовать в повседневной жизни. Понимание окружающего мира значительно возросло. Он способен различать размеры предметов. Если попросить их показать, малыш с лёгкостью справится с этой задачей. В этом возрасте он значительное количество времени может удерживать свой вес, научился вставать и стоять, но только при наличии опоры.

Ребёнок опираясь на руки способен сидеть самостоятельно. Совершает манипуляции с игрушками (бросает, стучит). Хорошо совершает перевороты с живота на спину и наоборот. У них полно энергии, поэтому нужно постоянно наблюдать за ребенком.

В семимесячном возрасте хорошо различает людей. Долго разговаривает сам с собой. При нежелательном общении, выражает недовольство плачем. Проявляется интерес к рисункам. Основные моменты развития:

  • При желании достичь какого-либо объекта тянется к нему обеими ручками;
  • Сидит без посторонней помощи. Но всё еще требуется помощь при посадке;
  • Проявляет интерес к самым простым играм. И уже умеет привлечь внимание к себе;
  • Пытается эмитировать звуки, много времени поёт. Появляются слоги гага, гугу и другие;
  • Проявляет огромную заинтересованность к ярким рисунка, книжкам, раскраскам.

Вес нашего чада изменится на шестьсот грамм, а рост составит на два сантиметра больше прежнего.

Рацион питания

В таком возрасте меню ребенка уже близко ко взрослому, однако жареные, острые и чересчур соленые блюда по прежнему недопустимы. Перетирать еду уже не нужно — большое количество зубов позволяет с легкостью справляться с тушеной или вареной едой. Для приготовления салатов можно использовать крупную терку.

Обратите внимание! Если малыш ест плохо, необходимо пересмотреть его питание, заменить нелюбимые продукты на альтернативные. Белки животного происхождения должны составлять большую часть ежедневного рациона.

Примерное меню

  • Завтрак: каша/омлет/творог с изюмом/блины с творогом/молочный суп с вермишелью, хлеб с маслом/сыром, чай/какао;
  • Обед: овощные супы, котлеты/тефтели/мясо/курица/рыба на пару или отварные, гарниры из макарон/ картофельного или овощного пюре, овощные салаты, чай/компот/молоко;
  • Полдник: овсяные или пшеничные оладьи/печеные яблоки/творог/пудинг/печенье, кефир/молоко/компот;
  • Ужин: овощные или мясные запеканки, мясо/курица/рыба на пару, травяной чай/молоко/компот.

Рецепты блюд

Суп-пюре из кукурузы

  • Кукуруза свежая — 60 г;
  • Вода — 100 мл;
  • Молоко/сливки — 80 мл;
  • Сахар — 1 ч.л.

Кукурузу отварить до мягкости, остудить. Смешать кукурузные зерна со сливками или молоком, добавить немного воды, в которой варилась кукуруза и сахар, варить 10 минут. Готовый суп измельчить блендером до образования жидкого пюре.

Бананово-яблочный пудинг

  • Банан и яблоко — по 1 шт;
  • Творог — 50 г;
  • Сметана/сливки 35% — 1 ст.л.;
  • Сахар по вкусу.

Фрукты очистить от кожуры и нарезать небольшими кусочками. Добавить к ним творог, сливки или сметану, сахар, затем тщательно взбить блендером до однородной массы.