Нормы физического развития ребенка по месяцам до года

О раннем развитии есть разные мнения: одни специалисты считают, что занятия нужно начинать чуть ли не с рождения, другие призывают довериться естественному процессу и не мучить ребенка упражнениями.

Методики раннего развития: общие сведения

Сегодня существует немало методик, каждая из которых пользуется популярностью. Например, методика Марии Монтессори, Николая Зайцева, Глена Дормана и многих других. В сети интернет родители могут без труда отыскать информацию по любой методике, ознакомиться с отзывами других родителей и сделать для себя определенные выводы, которые помогут сделать верный выбор. Можно даже приобрести книги авторов этих методик развития. Но, как известно, обилие информации по малознакомой теме может здорово сбить с толку. Отделить зерна от плевел в такой ситуации бывает непросто. Кроме того, выбрав какую-то одну систему, можно упустить что-то важное, что может дать какая-то другая. Давайте попробуем разобраться в этом многообразии и выбрать ту систему, которая лучше всего поможет вам правильно развивать своего малыша. 

В первую очередь нужно разобраться в том, что же из себя представляет это самое раннее развитие. По сути это система занятий с опорой на определенную авторскую программу обучения опережающего характера. Об этом сообщают даже слоганы этих самых методик, в которых звучит именно такой настрой: «Читать раньше, чем ходить» (), «Математика с пеленок» (А.А. Маниченко), «После трех уже поздно» (Масару Ибука).

А теперь давайте перейдем к главному, а именно — подбору методики. Следует сразу же отметить, что идеальной методики не существует. Понятие «универсальный» в данном вопросе совершенно неприменимо, поскольку каждый ребенок индивидуален и подход к нему, соответственно, тоже. То, что для одного ребенка окажется идеальным вариантом, для другого не подойдет совсем. И это абсолютно нормально. Кроме того, вы не найдете такой методики, которая обеспечит стопроцентно всестороннее развитие ребенка. Именно поэтому если вы выбрали какую-то конкретную систему, не забывайте при этом развивать ребенка и в том, чего она не касается. К примеру, многие методики раннего развития не развивают двигательную активность малыша или сферу эмоций. А ведь развитие того и другого одинаково важно.

Тренируемся дома

Как правило, в детских дошкольных учреждениях детям дают хорошую физическую подготовку, направленную на формирование базовых спортивных навыков и качеств. Дома вы также можете с помощью несложных упражнений подготовиться к школьным нагрузкам. Главное, помнить, что дети выполняют задание с большим интересом и желанием, если привнести в занятия игровой элемент.

Мягкий коврик с весёлым рисунком также привлечёт внимание малыша к физкультуре.

Многие упражнения, предлагаемые детям на занятиях гимнастикой, уже имеют весёлые игровые названия, например:

  • «Бабочка»: сидя на полу, ребёнок сгибает ноги в коленях и разводит в стороны.
  • «Книжка»: стоя на ногах, ребёнок наклоняет-ся вперёд, стараясь руками достать до пола.
  • «Колечко»: лёжа на животе, ребёнок сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками.
  • «Пенёк»: лёжа на спине, ребёнок закидывает прямые ноги за голову.
  • «Кошка»: стоя на четвереньках, ребёнок выгибает спину вверх и вниз.
  • «Велосипед»: лёжа на спине, ребёнок делает движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.

Кроме гимнастических упражнений в закрытом помещении, существуют игры на свежем воздухе, полезные и для детей и для родителей: игры с мячом – волейбол, баскетбол, футбол, зимой – хоккей с мячом; бадминтон, теннис, прыжки со скакалкой.

Для активного времяпрепровождения на прогулках, улучшающего физическое развитие малыша, пригодится умение кататься на самокате, роликах, велосипеде, а зимой – на лыжах и коньках.

Родителям следует знать, что для полноценного и гармоничного физического развития ребёнка не обязательно отдавать малыша в спортивные секции, достаточно активных спортивных игр на свежем воздухе, гимнастических упражнений и зарядки дома.

Софья Рогозинская

Методика Б.П. и Л.А. Никитиных

В основе успешного и раннего развития, согласно учению и опыту Б.П. и Л.А. Никитиных, лежит гармоничное сочетание физического и интеллектуального развития, а также непосредственное участие родителей в играх и уроках. Б.П. и Л.А. Никитины настаивают на постоянных занятиях спортом, закаливании, сбалансированном питании. Основными материалами занятий по этой методике являются кубики, таблички, карточки, задачки на логическое мышление. Особенность данных игрушек в том, что все они требуют достраивания, добавления недостающей детали, окончания логической цепочки и т.д. Игры настолько разносторонние и многофункциональные, что их можно подстроить под любого ребенка и под любой возраст.

Читайте также:  Как приучить ребёнка к чистоте?

Преимущества

1. Ребенок развит и физически и интеллектуально. 2. Отлично тренирует логику, смекалку. 3. Дает хорошую базу для изучения точных наук. 4. Развивает самостоятельность.

Недостатки

1. Не развивает творчески. 2. Ребенок сосредотачивает внимание только на том, что ему интересно. 3. Требует затрат, времени и места для интенсивных физических упражнений.

Виды методик раннего развития детей и их преимущества

  Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Известно, что пик развития умственных способностей у детей приходится на полтора-три года.

Именно поэтому многие современные родители активно начинают развитие своих малышей с самого раннего возраста, когда занятия считаются наиболее эффективными.

Для этого могут применяться  методики раннего развития детей, среди которых особой популярностью пользуются три из них.

Ранее развитие ребенка

Методика раннего развития Марии Монтессори

Согласно методике Марии Монтессори малыш сам знает, в каком направлении ему стоит двигаться, чтобы достигнуть каких-либо жизненных высот. Такая методика способна решить одну из главных задач раннего развития ребенка – создание для этого всех необходимых условий.

Естественно, что без помощи родителей или воспитателей не обойтись. Они должны организовать идеальную среду для развития ребенка с помощью специальных материалов и приспособлений. Контактируя с ними, он сможет познать организацию окружающего его мира.

Рекомендую почитать: Книги Марии Монтессори

 Среди минусов методики Марии Монтессори выделяется отсутствие спонтанных и ролевых игр. Кроме того, методика подходит исключительно для вдумчивых детей, которые без особого труда могут в течение определенного времени быть сосредоточенными на одном предмете.

Виды методик раннего развития детей и их преимущества

Раннее развитие ребенка по системе Никитиных

Система Никитиных состоит из спортивных и развивающих заданий разного уровня сложности. Взрослый не должен помогать ребенку в поиске их правильного решения. В том случае, если малыш самостоятельно не может справиться с заданием, его решение необходимо на время отложить.

Ранее обучение чтению

 Главный плюс применения системы Никитиных на практике заключается в правильном распределении свободного времени ребенка и наличие спортивной подготовки.

 Среди минусов следует выделить недостаточное количество упражнений, направленных на развитие речи, а также малое количество сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию воображения.

Метод Гленна Домана

Особой популярностью среди родителей малышей с поражением центральной нервной системы пользуется метод Гленна Домана. Он основывается на стимуляции клеток мозга, что происходит за счет внешних раздражителей.

 Задача взрослых заключается в том, чтобы показать малышу не более чем на несколько секунд изображения различных предметов. Ребенок подсознательно запоминает их. Известно, что таким способом он сможет заучить достаточно большое количество полезной для него информации.

Рекомендую почитать: Книги Гленна Домана

 Однако представленный метод раннего развития может пагубно отразиться на психике малыша. Как правило, возникают нарушения, связанные с поглощением большого количества информации за короткий промежуток времени.

Методика развития Зайцева

Кубики Зайцева активно используются в обучении ребенка навыкам чтения, начиная с двухлетнего возраста. Они одинаково пригодны для использования здоровыми детьми, так и малышами с задержкой психического развития.

 Кубики Зайцева можно купить здесь

Преимущество применения методик раннего развития детей

Выделяется несколько основных преимуществ использования представленных методик:

Улучшение разговорного навыка, навыков чтения и письма.

За счет частого общения с родителями, бабушками и дедушками и с другими ближайшими родственниками, кроха не только усовершенствует свой разговорный навык, но и начнет быстрее разговаривать.

Виды методик раннего развития детей и их преимущества

В то время как дети, родители которых слишком мало внимания уделяют беседам с ними, смогут активизировать свой разговорный навык значительно позже остальных.

Это приведет к возникновению проблем с развитием малыша и с его освоением в обществе.

 Познакомим ребенка с буквами и цифрами, родители могут быть уверены, что малыш научится читать и писать намного раньше, нежели его сверстники.

Улучшение памяти.

Картинки, видео и звуковые приложения заметно развивают память не только у детей, но и у взрослых. Существуют целые специальные методики, действие которых направлено на улучшение памяти за счет использования различных комбинированных приложений по типу видео или быстро ориентироваться в школьной программе в будущем.

Читайте также:  4 действенных способа мотивировать старшеклассника на отличную учебу

Приобретение навыков работы в команде.

Умение работать в команде – один из главных навыков успешного обучения ребенка в школе. Помощь в развитии маленькому крохе могут оказать его родители. Совместное обучение детей и взрослых будет способствовать формированию в ребенке лидерской жилы – неотъемлемой черты для достижения жизненных высот человеком, будучи уже сформировавшейся личностью.

  • На сегодня все. И напоследок посмотрите полезное видео, на основе одной из методик ранее развития детей:
  • Похожие темы:

Процесс развития по месяцам

У новорожденных есть следующие врожденные рефлексы:

  • Пищевой (сосательный);
  • Ориентировочный (поворот головы за стимулом);
  • Оборонительный (громкий крик при действии раздражителей).

При этом ребенок двигается всем телом; руки, глаза и ноги движутся не упорядочено.

Спустя месяц от рождения движения малыша становятся скоординированными, он может приподнять голову лежа на животе. При громком звуке ребенок разводит руки в стороны и резко поджимает их к себе, сжимая кулаки.

В возрасте 2 месяцев глаза движутся скоординировано, малыш поворачивает голову на звук, трогает и пытается схватить интересующие предметы. Лежа на животе, он удерживает голову около минуты. Улыбается в ответ на улыбку.

На 3 месяце своей жизни малыш, лежа на животе, опирается на локти и предплечья. Может делать поворот набок со спины и обратно, крутит головой по сторонам, держа ее вертикально. Когда малыша берут на руки, он подтягивается, а при обращении к нему — отвечает, агукает или смеется.

В 4 месяца ребенок узнает знакомые лица и простые предметы, легко переворачивается со спины на живот. Хватает интересующие его предметы и тянет их в рот. Постоянно требует маминого внимания.

На 5 месяце малыш уже пытается сидеть, но еще нуждается в поддержке спины, узнает родные голоса и повторяет звуки. Если его держать за подмышки, он будет стоять на ногах.

В 6 месяцев малыш может сидеть без поддержки, ползает и произносит простые слоги. Ребенок все меньше спит и больше бодрствует. Крепко держит игрушки и тянется к маме, когда она появляется в его поле зрения. Быстро развивается мелкая моторика. Ребенок хватает предметы и бросает их, наблюдая за тем, что с ними происходит. На этом этапе начинают резаться зубы, чаще всего первыми появляются нижние средние резцы.

На 7 месяце малыш уже уверенно ползает, сидит и может наклонять туловище вперед. Внимательно слушает взрослых и пытается запоминать слова. Лучше глотает, так как умеет перемещать еду в заднюю часть рта. Плачет, когда игрушка пропадает из виду.

В 8 месяцев ребёнок встает у опоры. Пытается ходить за руку и активно играет с игрушками, бросая и хватая их. Уверенно сидит. В этом возрасте обычно появляются два верхних резца.

На девятом месяце кроха уже ходит с опорой, реагирует на свое имя и выполняет простые задания типа «подай», «положи». Держит предметы «пинцетным захватом» (указательным и большим пальцами).

На десятом месяце ребенок может стоять без опоры. Он пытается говорить простые слова и слоги, ищет предметы по просьбе взрослых. Никому не отдает любимую игрушку. В этот период у большинства детей появляются верхние боковые резцы.

Спустя 11 месяцев со дня рождения кроха уже знает названия большинства окружающих его предметов и частей тела. В этом возрасте хорошо развита мелкая моторика. Малыш пытается самостоятельно ходить и прекрасно ориентируется в пространстве.

В возрасте 12 месяцев малыши обычно ходят и даже могут нагнуться. Они прекрасно понимают все, о чем им говорят, и выполняют просьбы. Крохи пытаются сказать первые слова. В этом возрасте появляются нижние резцы. В год у ребенка должно быть 8 зубов.

На физическое развитие могут также влиять генетика, воспитание и социальная среда. Для полноценного и своевременного развития ребенка его родители должны прилагать к этому максимум усилий и ежедневно заниматься с крохой. Немаловажным фактором является любовь и внимание близких, ведь малыш очень нуждается в этом.

А что же делать?

А теперь, учитывая минусы и зная, чего нужно опасаться, можно перейти к главному а что же, собственно, делать? Совсем не учить ребенка? Предоставить его самому себе и вообще ничем не заниматься? Получается, что раннее развитие детей это вредно?

Наверное, это другая крайность. Все-таки человек может учиться и перенимать навыки только от людей. Ведь известны же случаи Маугли когда дети, лишенные полностью человеческого внимания, воспитания и обучения потом не могли ни начать полноценно разговаривать, ни работать.

Поэтому идея обучения и развития ребенка как таковая очень даже хорошая и нужная. Только делать это нужно достаточно аккуратно и учитывать особенности развития детей раннего возраста.

А что же делать?
  • Учитывать, что понятие раннее развитие детей включает в себя не только память и интеллект, но и телесное развитие, эмоциональное, чувственное.
  • Прислушиваться к потребностям ребенка, учитывать режим и график занятий.
  • Обязательно давать ребенку время на так называемую свободную игру. Свободная игра это когда ребенок или группа детей предоставлены сами себе. Когда он (или они) могут устанавливать собственные правила и менять их в процессе, когда они сами регулируют ход игры, сами играют в ней любые роли. Это одна из самых важных вещей для полноценного развития ребенка.
  • Иногда родители занимаются с детьми различными интеллектуальными занятиями не потому, что это нужно, а потому, что просто не умеют по-другому. А ведь с ребенком можно и играть, и просто рассказывать ему что-то, и наблюдать за жизнью вокруг. И тогда поход в парк или в лес принесет ему намного больше пользы в плане развития, чем заучивание карточек.
  • Включать ребенка в обычную деятельность это очень полезно! Готовьте вместе с ним, убирайте квартиру, ходите в магазин, чините стул или поливайте цветы. Расширяйте диапазон занятий, учитесь вместе с ним.
  • А главное любите его и уделяйте ему внимание. Любая совместная деятельность станет намного полезной, если она делается не только ради пользы, а просто, чтобы сделать приятное любимому человеку. Именно из-за этого дети, лишенные родительского тепла, заметно отстают и в эмоциональном, и в интеллектуальном развитии.
А что же делать?

Раннее развитие детей это хорошая и полезная идея. Но для того, чтобы оно принесло пользу, а не вред, нужно понимать особенности развития детей раннего возраста и обязательно помнить о том, что раннее развитие включает в себя не только интеллектуальные занятия, но внимание к эмоциональной сфере и физическому состоянию ребенка.

Читайте также:  Как вкладываться в ребенка, чтобы он стал успешным в будущем?

Это очень многогранная тема, так что не зацикливайте ваше внимание на количестве выученных карточек или слов. Даже если вы не знаете каких-то особенных упражнений, а просто уделяете ребенку внимание и занимаетесь с ним тем, что вам знакомо это уже внесет свой большой вклад в его развитие.

Если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Плюсы и минусы системы

Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.

Плюсы

Среди преимуществ системы можно выделить:

  • на развитие детей взрослый практически не влияет или делает лишь незначительное вмешательство, что позволяет малышу осваивать мир без навязанных предубеждений;
  • методика позволяет детям самовыражаться и учитывает индивидуальные особенности;
  • детей не заставляют, а мотивируют учиться, их не хвалят, но и не ругают, потому процесс обучения проходит не настолько травматически;
  • дети получают свободу, независимость и развивают умение самостоятельно планировать и организовывают свою деятельность;
  • система учитывает периоды развития детей, совершенствует мелкую моторику, развивает чувства;
  • быстро прививает навыки самообслуживания, ответственности, самоконтроля;
  • развивает интеллект, речь, логически-аналитическое мышление;
  • дает представление о мировых реалиях и контактах с другими людьми (если малыш воспитывается по этой системе и в группе).

Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.

Минусы

Есть у методики и просчеты:

  • больший упор на интеллектуальную сторону развития ребенка во вред его эмоциональности и творческим задаткам;
  • игнорирование сюжетно-ролевых игр, аргументируя тем, что они отвлекают ребенка;
  • упущения, связанные с особенностями темперамента детей (не все дети попросят помощи, и не всем будет интересно);
  • методика кардинально отличается от методов воспитания и подачи материала в детских садах и школах, что создает ребенку трудности в адаптации к школьному графику и особенностях взаимодействия с учителями;
  • недостаток физической активности.

Учитывая эти недостатки, классическую Монтессори редко воплощают в «чистом» виде. К ней добавляют больше активных игр и элементов контроля над деятельностью ребенка, чтобы ему было проще социализироваться в учебных заведениях.