Можно ли бить детей: 8 фактов о физическом наказании

XXI век. Существуют сотни методик воспитания. Но в обществе до сих пор спорят, правильно ли физически наказывать детей. Можно ли шлёпнуть и дать подзатыльник, если ребёнок «не понимает иначе»?

Как наказать ребенка за плохое поведение в год

С года можно уже рассказывать ребенку, что он сейчас чувствует:

-ты устал, так как не поспал;

-ты голодный, поэтому злишься;

-тебе холодно, потому что ты не надел варежки.

Учитесь с раннего возраста узнавать своего ребенка. Выделяйте его сильные стороны и стороны, которые требуют поддержки. Нельзя менять малыша под себя.

Начинайте учить ребенка дисциплине как можно раньше — вместе продумывайте альтернативы физическому наказанию, исходя из позиции любви. Стремитесь к объединению усилий над решением вопроса: мы вместе справимся, решим, придумаем.

Наказание детей.

Способов наказания детей, множество, это необходимый процесс воспитания. Для начала нужно разобраться, чем наказание отличается от жестокого обращения и как можно наказывать ребенка, чтобы не нанести ему душевную травму.

Существует две крайности. Одни родители наказывают детей за каждую провинность, бьют их, устраивают байкоты, пугают злым дядей, в такой обстановке малыш вырастет не уверенным в себе, злым, с заниженной самооценкой, такой метод не имеет ничего общего с воспитанием.

Другая крайность, это полная безнаказанность, при которой ребенку дозволено все и за это ему ничего не бывает, он не видит границ между добром и злом, не чувствует боли других и как ни странно такой ребенок тоже вырастает с чувством ненужности и нелюбви.

Наказывать ребенка можно только за значимые проступки, чтобы малыш знал границы дозволенного, объясняя ему за что, и самое главное без жестокости.

Наказание детей.

Многие родители полагают, что к жестокому обращению относится физическое наказание детей, а в остальных случаях это наказание, такое мнение в корне не верно. Можно так унизить и оскорбить ребенка, что для него это больнее физического насилия и нанесет большую нравственную и психическую травму.

Основная разница наказания от жестокого обращения в том, что при последнем малыш чувствует себя униженным и оскорбленным и не важно, каким образом вы это делаете, может быть, вы лишите его общения и словами: «Уйди видеть тебя не могу», нанесете ему психическую травму, хотя на первый взгляд не оскорбляли ребенка. Если с вашей точки зрения вы наказали ребенка, а он чувствует себя оскорбленным, то это не наказание, а жестокое обращение, за которое он рано или поздно отомстит, непослушанием или дерзостью, потому что жестокое обращение влияет на психику.

Наказание является неотъемлемой частью воспитания и надо знать, как можно наказывать ребенка, чтобы он не чувствовал себя униженным.

Ситуации, в которых наказывают

В каждой семье есть определенные правила поведения для ребенка. Они помогают родителям обезопасить малыша, привить ему социальные нормы поведения, а также воспитать в нем определенные личностные качества. Для ребенка эти правила поведения ― как ориентиры в столь непростом мире взрослых взаимоотношений. Их нарушение обычно карается теми же родителями.

Итак, как показывает опыт работы психологом и общение с родителями, чаще они наказывают своего ребенка в таких случаях:

  • не слушается: игнорирует просьбу, указание родителя;
  • вредничает: совершает запрещенные действия (разбрасывает вещи, рвет или обрисовывает обои, книги, ломает игрушки, лезет к розетке, проливает жидкости);
  • проявляет агрессию: дерется (агрессия в действии), дразнится, переговаривается, обзывается (словесная агрессия).

Родители наказывают, думая, что этим они «научат» своего малыша правильно себя вести. Это, на самом деле, миф… Разберемся… Прежде чем наказывать ребенка, нужно понять причины такого его поведения.

Игнорирует просьбу, указание. Это два разных понятия. Для ребенка они не могут означать одно и то же, в то время как взрослые их смешивают. Малыш, придя в этот мир, пытается отвоевать свою независимость и самостоятельность. И любые ПРИКАЗЫ (указания) ― это посягательство на его свободу. А вот просьба о помощи — это для него самоутверждение. Впрочем, так это и для родителей, когда вопрос заходит о них лично. Но в отношении ребенка они почему-то об этом не помнят.

Итак, как указывает Ю. Б. Геппернейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?», правильно формируйте свое обращение к малышу (будь ему год или пятнадцать): «Помоги мне, пожалуйста, убрать в комнате. Собери свои игрушки. Это мне очень поможет» — вместо: «Собери свои игрушки. И быстренько!». Отражайте свои чувства, связанные с поведением ребенка, а не отношение к происходящему: «Я переживаю за тебя, когда ты выбегаешь на дорогу. Это небезопасно», вместо: «Мне не нравится, что ты выбегаешь на дорогу».

Читайте также:  Возрастные особенности психического развития детей

Вредничает. Почему? В этом случае может быть одна из двух причин непослушания: малыш познает мир и изучает его и его свойства: разбрасывает вещи ― проверяет, что там есть в шкафчике? Проливает жидкости ― узнает их способность течь, впитываться; а как это интересно открыть для себя, что карандаш прекрасно оставляет линии на обоях! Во втором же случае ребенок точно знает, какие действия запрещены, и что расстроит или разозлит маму, папу. Так действует ребенок, который требует внимания. Когда малыш раз-второй обратился к взрослому, а его проигнорировали, или делают это постоянно, ничего не остается, как демонстративно разбросать игрушки, демонстративно пролить компот на ковер, демонстративно «расписать» обои. В таком случае ребенок делает это и смотрит на вас, на вашу реакцию. И она не заставит его долго ждать!!!

Проявляет агрессию ребенок в том случае, если он боится, ему обидно, больно. Это своего рода защитная реакция, способ выжить в столь опасном, сложном мире.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Дети с кожным вектором очень подвижные — они обожают бегать, прыгать, забираться на высокие поверхности, стрелять из игрушечных пистолетов, соревноваться  и т.д. Такое поведение часто вызывает раздражение у родителей с анальным вектором, свойства которых совершенно иные: они медлительны, усидчивы, предпочитают отдыхать, уютно устроившись в любимом кресле, читая книги, пересматривая старые фильмы или занимаясь рукоделием.

У таких родителей возникает сильное желание шлёпнуть шустрика, чтобы успокоить его. Но делать это категорически нельзя. Кожа – особо чувствительная зона у людей с кожным вектором, нельзя делать им больно.

Ловко прыгать, быстро бегать, точно передвигаться в пространстве — это то, что приносит кожному ребёнку удовольствие, при этом он развивает свои свойства. Боль приносит стресс и замедляет развитие свойств. Кожный ребёнок обязательно должен ходить в спортивные секции, гулять на улице, где можно побегать, полазать по детским спортивным снарядам. Также ему очень нужен детский коллектив, где будет с кем соревноваться.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Ещё одной особенностью таких детей является исследование неизведанных пространств: тумбочек, шкафов, полок, кладовок. Вы можете запирать дверцы, прикреплять устройства защиты шкафов от детей, но ребёнок будет расти, развиваться и его врожденный инженерный ум обязательно придумает, как открыть все ваши замки. Это неизбежно.

Но воспитывая такого ребёнка, мы должны научить его соблюдать законы внутри нашего дома. Закон как таковой, это проявление кожного вектора. За несоблюдение закона полагается наказание. Для кожного ребёнка наказание может быть в виде ограничения: во времени — ограничение на просмотр мультиков, компьютерных игр или ограничения в пространстве – сидеть в своей комнате и не выходить или какое-то время не заходить в другую комнату. Более старшим детям можно пригрозить отказом в покупке желанной вещи или отказом в уже запланированном походе в кино, в зоопарк и т.п.

Как правильно наказывать медлительных детей (с анальным вектором)

Дети с анальным вектором, как правило, самые послушные. Им доставляет удовольствие всё делать правильно, выполнять указания взрослых. Они хорошие помощники в домашней работе, любят наводить порядок. Они очень усидчивые, доводят начатые дела до конца.

Проблема может возникнуть в том случае, если родитель окажется с кожным вектором, тогда он будет поторапливать такого ребёнка, сердиться из-за его медлительности.  Заставлять спешить ребёнка с анальным вектором как раз нельзя, он будет только испытывать стресс, что плохо скажется на его развитии.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Ребенок станет упрямиться и обижаться. Ему будет сложо начать любое действие и, чтобы помочь ему выйти из этого состояния, ему нужны будут ваши понимание и поддержка, а никак не наказание, которое лишь усугубит ситуацию. В целом при правильном подходе это послушные дети, и если и понадобится наказать, то для этого достаточно легкого осуждения.

Как правильно наказывать ребёнка, если он бьёт других детей

Одной из основных причин детских драк является ранжирование. Маленькие мальчики ранжируются между собой также как и взрослые мужчины, только с помощью драки. Кто сильнее, тот и главнее. Да, совсем исключить драки не получится, но необходимо учить ребенка иным — цивилизованным способам договариваться. Со временем ребенок повзрослеет и драки отойдут на второй план, появятся другие способы соревнования и борьбы за лидерство.

Другой возможной причиной детских драк, когда ребёнок намеренно делает больно другим детям, без причин дёргает, бьёт, толкает их, может быть неудачное воспитание анального малыша. В этом случае наказание только усилит обиду ребенка и увеличит тот дискомфорт, который толкает его, ради выправления внутреннего состояния, делать больно другим. Здесь необходимо серьёзно пересмотреть отношения матери и такого ребёнка.

Мамина забота, внимание, похвала – это то, что очень важно для него. Этот ребёнок очень обидчив, нужно уметь правильно реагировать на его обиды и не стесняться просить прощения, когда вы оказались не правы. Нужно относиться к нему со справедливостью: хвалить, когда он гордится своими маленькими свершениями, но не перехваливать.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Нужно ли наказывать детей

Когда родители очень тонко понимают и чувствуют своих детей, их желания, особенности, тогда происходит правильное взаимодействие, и необходимость наказывать ребёнка сводится к минимуму. Узнать, кто ваш ребёнок и кто вы сами по врожденным свойствам, можно на ближайшем тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Читайте также:  Простуды: насморк, кашель, температура и боль в горле

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно- векторной психологии Юрия Бурлана.

Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание

Иногда родители путают намеренные капризы с капризами по причине недомогания, голода или жажды, и очень часто малыши ведут себя так после болезни, поскольку чувствуют слабость. Выражаться это может следующим образом: во время обеда они хотят спать, а вовремя дневного сна чувствуют прилив сил. В таком случае наказывать ребенка нельзя, потому что изменение режима дня является ненамеренным. Поэтому сначала нужно выяснить, чего они добиваются, перед тем как наказывать детей за непослушание. Комаровский говорит: нужно объяснить малышам, что их капризы только расстраивают родителей.

Преемственность?

Как показало исследование, среди учащихся 5-7-х классов общеобразовательных школ каждый пятый мальчик и каждая седьмая девочка подвергались дома телесным наказаниям, каждый девятый учащийся 9-11-х классов — разным формам физического насилия. Около 84% опрошенных в колониях для несовершеннолетних признали, что до этого (когда жили в семье) испытывали насилие. Итоги исследования подтвердили прямую связь между перенесенным насилием в детстве со стороны родителей и применением насилия уже во взрослой жизни по отношению к своим детям — так называемую эстафету насилия. Так, более 56% родителей, которые в детстве подвергались насильственным методам дисциплинирования, применяют подобные методы к своим детям. 17,4% родителей придерживаются позиции об эффективности и обоснованности телесных наказаний… «Чтобы бороться с таким родительскими установками, нужно широко информировать население о ненасильственных методах воспитания детей» — отметил Александр Каранкевич. Но пока единого мнения в вопросе наказания детей нет даже у психологов…

Преемственность?

Ругать запрещено. Психолог — как бороться с вредными привычками детей Подробнее

Как правильно наказывать малышей

Для результативного наказания вы можете прибегнуть к следующим современным мерам воздействия и их разнообразным формам: Лишение развлечений, любимых лакомств, игрушек

Не переусердствуйте, детка не должен быть лишен жизненно важных вещей, таких как еда, сон, отдых. А вот лишить сладостей или телефона можно запросто.

Использовать «стул для раздумий»

Психологи рекомендуют сажать ребенка на специальное место, на котором малыш должен обдумать свое поведение. На стуле раздумий необходимо находиться столько минут, сколько малышу лет. После того, как время на размышление закончилось, следует обсудить, что именно было не так в поведении карапуза и что нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию.

Как правильно наказывать малышей

Лишение карманных средств

Такой метод подойдет для подростков, которые уже получают некоторые денежные вливания от родителей. Педагоги советуют не лишать их всей суммы, а только части денежных средств.

Воспитательная беседа

Разговаривать с малышом нужно еще с ранних лет. Авторитетное мнение родителей – важный воспитательный момент в формировании личности карапуза. Говорите спокойно, без криков и истерик, так детка гораздо лучше поймет то, что вы пытаетесь до него донести.

Комендантский час

Для детей подросткового возраста действенным методом станет временное ограничение общения с друзьями и сверстниками

Исправление ошибок

Довольно эффективно действует возможность самостоятельно исправить допущенные ошибки. Детка разлил чай на полу? Вручите ему тряпку и дайте возможность убрать за собой.

Как правильно наказывать малышей

Способ логических последствий поступка

Основой этого метода является желание родителей не наказать, а научить карапуза, показать логическую взаимосвязь между проступком и тем, что происходит после. Результат достигается за счет выполнения следующих шагов:

  1. Знакомство с моделью поведения. Взрослый должен донести до малыша информацию о том, какого именно поведения ожидают от него окружающие. Не о том, как делать не следует, а о модели правильного поведения.
  2. Дайте выбор. Обязательно скажите, что у крохи есть выбор: если он отзывается на вашу просьбу и делает так, как вы говорите, то все идет гладко. Если же выбор детки не соответствует требованиям взрослого, он должен быть готов к последствиям.
  3. Логика важна. Желательно, чтобы проступок и последствия были логически связаны. Например, вовремя не выключил телевизор – на следующий день его вовсе не включаешь.
  4. Следите за тоном. Не кричите и не оскорбляйте малютку. Поясняйте спокойно, дайте понять, что у него всегда есть право выбора действий.
  5. Требования к наказаниям. Последствия выбора не должны длиться слишком долго, тогда кроха будет понимать, что у него скоро появится шанс исправить ситуацию.
  6. Просите повторить ваши пояснения. Это крайне важно, чтобы ребенок понимал, что именно вы от него хотите.
  7. Не жалейте похвал. Если детка выполнил вашу просьбу, обязательно похвалите и поощрите его. Поощрение детей не менее важно, чем наказание. Расскажите, как вам радостно, что малыш старается.
  8. Санкции и последствия. Если кроха все же ослушался, обязательно выполните то, что обещали. Не говорите: «Я же предупреждала!», просто сделайте так, чтобы чадо увидело связь между нежелательным поведением и санкциями, которые последовали.
Читайте также:  Обязанности подростка в семье по российскому законодательству

Каждый человек имеет право ошибаться, тем более такой неопытный как ребенок. Поэтому будьте терпеливыми и адекватными взрослыми, помогайте малышу исправить свое негативное поведение. Чаще рассказывайте о своих промахах в детстве, о том, как вам удалось справиться с проблемами дома и в школе. Применяйте наказание, взвесив все «за» и «против».

Нужно ли перенимать родительский опыт

Есть ли какая-нибудь статистика, как выросшие дети, которых раньше били, поступают уже со своими детьми?

В. Г.: В 90% случаев избиваемый ребенок будет поступать так же, потому что он не знает другого способа. Но есть и те, кто, повзрослев, понимают, что не хотят поступать таким жестоким образом со своим малышом.

Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: нормальным человеком вырос!» Но это большая ловушка, потому что очевидно, что методы воспитания, которые использовали 25–30 лет назад, категорически не подходят современным детям. Кардинально изменился мир, общество, да и сами дети сейчас другие. Объем психики современных детей в разы больше, чем еще 30 лет назад.

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Оригинал

Рациональные методы порицания

Необходимо знать основные способы наказания ребёнка, к которым относятся:

  1. Утрата некоторых преимуществ. Этот способ наиболее эффективен из всех видов наказания детей. Например, можно ограничить на определённое время возможность играть в компьютерные игры или просмотр любимых передач.
  2. Исправление ошибки. Например, если подросток разрисовал красками стол, ему нужно предоставить губку — пусть оттирает то, что натворил.
  3. Попросить прощения. Если отпрыск кого-то обидел, то пусть теперь попросит прощения. Если, например, он сломал карандаш, то пусть отдаст свой.
  4. Не замечать. Этот метод подходит больше для малышей, но нельзя применять его часто. Если малыш весь день вредничал, можно какое-то время не разговаривать с ним.
  5. Дополнительная помощь по дому. В качестве дисциплинарной меры для подростка могут быть дополнительные работы по дому. Например, ему можно назначить дополнительное мытье полов, протирание пыли.

И также необходимо помнить о таком способе, как осуждение. Родители должны беседовать с чадом о том, какие чувства вызвало его поведение и почему оно считается неправильным.