Методы и приемы развития речи дошкольников

А. М. Бородич, «Методика развития речи детей» , М., 1981 г.

Для чего деткам нужно развивать речь в детсаду

Во время занятий по развитию речи детки дошкольного возраста смогут четче произносить звуки, а также расширят границы своего словарного запаса. Таким образом крошки осваивают речевую грамоту, учатся строить диалоги со сверстниками, а также совершенствуют грамотность. Занятия проводятся в игровой форме и в виде театрализованных представлений, во время которых малыш может повысить знания культуры.

Основной акцент в таких программах делается именно на формировании связного донесения мыслей и умения строить предложения в любой ситуации. Таким образом малыши учатся получать и обрабатывать услышанную информацию, а затем грамотно излагать ее. Уровень развития речи крохи свидетельствует о ее воспитании и даже логическом мышлении.

Для чего деткам нужно развивать речь в детсаду

Детские психологи настоятельно рекомендуют закладывать “речевой фундамент” еще в дошкольном возрасте, так как тогда малыши наиболее восприимчивы к новой информации. В последнее время увеличилось количество деток с отставанием и дефектами в разговоре, которые возникают из-за интеллектуальной задержки в развитии. Если вовремя не решить данную проблему, ребенок может испытывать дискомфорт при общении со сверстниками в школе, а то и стать объектом насмешек и издевательств.

Вместе с этим ищут и читают: Проверить очередь в детский сад через интернет и Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • Читайте также:  Вранье в подростковом периоде: причины и руководство к действию

    А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста

    Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

    Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста
    1. Осязание. Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
    2. Зрение. Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
    3. Слух. Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
    4. Вкус. Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
    5. Обоняние. Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
    6. Моторика. Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.
    Читайте также:  Как правильно петь колыбельную ребенку: 6 шагов

    Методы развития речи у дошкольников.

    Вывод по главе

    Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.

    Продуктивная деятельность ( аппликация, лепка, рисование ) формируют у ребёнка представление о форме, цвете или свойствах того или иного предмета. В процессе занятий у ребёнка развивается воображение, мелкая моторика и самое главное — речевая активность. Ребёнок открывает для себя много нового и ему хочется обо всём узнать, так формируется диалог малыша со взрослым или педагогом.

    Вывод по главе

    Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию,в которой находится и поясняет свои действия. Таким образом, мы можем сказать, что игра является плодотворным способом развития речи у детей.

    Все предложенные нами методы способствуют развитию и совершенствованию речи ребёнка, а также позволяют предотвратить её задержку.

    Использование игр

    С помощью каких эффективных средств развитие речи младших школьников может быть ускорено, что позволило бы ребенку эффективнее научиться свободно выражать собственные мысли? Для этого необходимо создать для школьника благоприятные условия. В начальных классах сделать это поможет использование игры. Она является особой формой содружества, сотрудничества и общения, выводящей возможности и интересы ребенка на уровень творчески мыслящей личности. В образовательных учреждениях используются игры трех групп, а именно:

  • Короткие. Это игры сюжетно-ролевые, предметные и другие. Они позволяют развить интерес к учебе и решить конкретные задачи по усвоению правил, отработки навыков и т.д.
  • Игровые оболочки. Такие занятия являются более продолжительными по своему времени. Как правило, длятся они на протяжении урока. Однако порой подобные игры в начальной школе могут охватывать весь учебный день.
  • Развивающие длительные игры. Они больше похожи на выполняемое дело и способны продолжаться довольно долго, вплоть до нескольких лет.
  • Читайте также:  В ожидании чуда. Готовим приданое для ребенка

    Широкое распространение в обучающей деятельности получили дидактические игры. Помимо развития речи они берут на себя еще и функцию повышения интеллекта учеников. Использование дидактической игры при обучении учащихся младших классов позволяет устранить ряд трудностей в изучении и закреплении материала. Применяют педагоги это средство и на внеклассных занятиях.

    Существует специально разработанный комплекс игр, которые направлены на развитие речи младших школьников. Одни из них – графические. Используются эти игры в связи с тем, что дети, поступившие в первый класс, пока еще не умеют писать. Однако они вполне способны фиксировать собственные мысли, используя рисунок. Любое изображение школьник легко превращает в рассказ, который можно не один раз «перечитывать» и дополнять.

    Среди игр, разработанных для развития речи, существуют и «объяснялки». При их применении детям предстоит давать определение изучаемого в школе понятия так, как они сами его понимают.

    Разработана и применяется также целая группа картинных игр. Педагог предлагает детям различные иллюстрации, по которым им предстоит составить рассказ или сочинить историю.

    Для развития речи младших школьников используются игры на объединение, сравнение и классификацию. В этом случае детям предстоит сгруппировать предметы по тем или иным заданным признакам. Довольно популярными в современной системе образования являются ролевые игры. Детям при этом предлагается самим устанавливать правила, подбирать для себя персонажей и придумывать сюжет.

    Выбор той или иной игры обуславливается этапом урока, его содержанием и целями. Учителю при этом отводится ведущая роль. Ведь эффективность игры во многом будет зависеть от отношения к ней педагога, а также от его заинтересованности в результатах. Во время игры ребенок прекрасно осваивает язык, одновременно с этим накапливая знания и развивая свое воображение и мышление.