Ментальная математика. Возможности нового поколения детей

Уроки по ментальной математике с каждым днем набирают все большую популярность. Эта наука преподается в школе, открываются курсы и небольшие развивающие центры, преподаватели в которых занимаются такой арифметикой.

Для чего нужна ментальная арифметика?

Чтобы принять важное решение, родители должны понять, в чем суть ментальной арифметики. С ее помощью ребенок сможет:

  • научиться креативно мыслить;
  • развить память, мышление, логику и смекалку;
  • проявить творческие способности;
  • улучшить успеваемость в школе;
  • вычислять в уме сложные уравнения.

Благодаря таким занятиям, школьник сможет развить логику и научиться ментальному счету. Помимо того, у ребенка появится интерес к новым знаниям и умениям. На таких занятиях всегда интересно и весело: математические примеры могут сменяться танцами, песнями и стихами. Здесь происходит работа над усидчивостью, внимательностью, коммуникацией, воображением и интуицией.

Для чего нужна ментальная арифметика?

Применение ментальной арифметики

Изучается ментальная математика в специальных школах. За весь период обучения детям нужно пройти от десяти до двенадцати уровней. Каждый такой уровень продолжается не более четырех месяцев. Занятия необходимо посещать один или два раза в неделю. Уже через полтора года ребенок способен делать разные вычисления с 4-х или 5-тизначными числами в уме. Обучение проводится при помощи специального инструмента, который напоминает счеты – абакус. Изначально детям нужно научится работать с ним, перебирая кости пальцами рук.

Зарекомендовавшие себя школы ментальной арифметики

В городах России работают больше 100 школ ментальной арифметики на 2019 год. Это и онлайн платформы, и оффлайновые центры детского развития.

Для читателей собрали топ-8 школ ментальной арифметики в России:

Занятия с детьми ментальной арифметикой в SmartyKids

  1. Soroban Int (Нижний Новгород).
  2. Академия развития интеллекта AMAKIDS (Москва).
  3. Школа IQ007 (Москва).
  4. «Абакус» (Москва и ряд городов России).
  5. Smartykids (онлайн обучение).
  6. English Class Школа ментальной арифметики в Ростове-на-Дону.
  7. «Соробан» Екатеринбург, Ялта.
  8. «Академия роста» Казань.
Зарекомендовавшие себя школы ментальной арифметики

В Китае и Японии ментальная математика включена в часть обязательной школьной программы. Дети во время обучения оттачивают навык вычисления в уме, они смотрят на результаты, а не на эффектность.

При этом методики, которыми пользуются азиатские педагоги, очень сильно отличаются от европейских и российских. Курс школьной математики и ментальной арифметики – разные дисциплины, которые гармонично дополняют друг друга.

Самоцелью школьного курса ментальной арифметики является не только научить ребенка быстро считать в уме, но и развить его умственные способности по максимуму.

Методика обучения ментальной арифметике детей дошкольного возраста

У людей каждое полушарие мозга отвечает за определенное направление. Развиваться творчески помогает правое, оно также отвечает за образное восприятие и мышление. Левое находится в ответе за логическое мышление.

В момент, когда человек начинает работать руками, деятельность полушарий активизируется.

Обратите внимание! В зависимости от того, какая рука задействована, происходит активизация соответствующего полушария. Именно поэтому основной задачей ментальной математики является задействование всего мозга в образовательном процессе.

Программа по освоению устного счета основана на последовательном прохождении нескольких ступеней. Сначала ребенок знакомится с сутью выполнения арифметических действий с использованием косточек и овладевает техникой. В этом процессе задействованы сразу две руки и участвует как правое, так и левое полушария. Благодаря такому подходу усвоение и выполнение арифметических действий достигается максимально быстро. В процессе обучения ребенок использует абакус, который помогает свободно складывать и вычитать, умножать и делить, а также вычислять квадратный и кубический корни.

Читайте также:  Правила поведения зимой для детей: консультация для родителей

Урок ментальной математики с абакусом (счетами)

Методика обучения ментальной арифметике детей дошкольного возраста

Второй этап изучения заключается в обучении детей ментальному счету в уме. Ребенок перестает постепенно привязываться к абакусу, в результате этого происходит стимуляция воображения.

Дидактические игры математического содержания (ФЭМП) в старших группах

Как правило восприятие цифр происходит в левом полушарии, а образ костяшек воспроизводится правым. На этом основывается методика ментального счета.

Обратите внимание! Для детей дошкольного возраста обучение ментальной математике является увлекательным и интересным процессом, помогающим подготовиться к школе.

Сложение

К самому сложению, как арифметическому действию, на абакусе переходят не сразу. Сначала в игровой форме дети изучают состав чисел в пределах 10 и 20. Без этих знаний просто не обойтись, ведь детям придется постоянно делать замены, переходя с младшего разряда на старший.

Принцип сложения

Давайте сначала посчитаем косточки. Начинаем работу с крайней левой колонки. Считая, передвигаем косточки вверх. Всего получается 4. Теперь сбрасываем их вниз, пятой будет верхняя косточка. Затем снова просчитываем снизу по одной. В итоге число 9. Как быть дальше? Сначала сбросим бусинки в разряде единиц и просто перейдем на старший разряд – десятки, отложив одну косточку во второй нижней колонке. Теперь таким же образом считаем десятки и переходим на сотни.

Если числа двузначные, трехзначные и так далее, то откладывают числа на соробане, начиная со старшего разряда. Это важное замечание, поскольку в традиционной математике сложение и вычитание начинается с младшего разряда.

На первых порах при выполнении вычислений дети смотрят на ментальные карты. После овладения навыками счета карты уходят, дети должны удерживать числа в уме и выполнять соответствующие операции.

Видео «Ментальная арифметика — сложение»

Сложение

Уроки на плюс

Давайте рассмотрим на примерах:

  • 4 +5. Откладываем на соробане 4 и придвигаем верхнюю бусинку – получилось 9. Здесь никаких переходов на старший разряд нет, ничего изменять не нужно.
  • 6 + 5. Верхняя косточка пятерка, к ней прижимаем одну снизу. Получили 6. На колонке внизу осталось только 3 косточки, а нам нужно 5. Как быть? Присчитываем оставшиеся бусинки, получаем снова девятку и переходим на новый разряд, откладывает 1 десяток. Все косточки на первой колонке сбрасываем, добавляем одну единицу (5 – 1). Получилось 11.
  • 24 +3. На второй колонке откладываем 2 десятка, на первой 4 единицы. Получаем первое слагаемое. Считаем дальше: сбрасываем бусинки на первой колонке снизу и вместо них выставляем бусинку-пятерку. Считаем дальше, добавляя по одной бусинке: 6, 7. Смотрим на абакус и называем полученное число – 27.
  • С изменением десятков. 16 + 8 = 16 +10 – 2 = 24.

Как видите, при выполнении действий нужно постоянно опускать бусинки нижней колонки, если она переполнена, и переходить на следующую спицу. Если такового действия не выполнить, результат будет неверным.

К более сложным примерам дети переходят после того, как до автоматизма доведут умения передвигать и сбрасывать бусинки.

Как влияет ментальная арифметика на успеваемость детей в школе?

Базовых условий для развития способностей детей два: обеспечение детям чувства защищенности и безопасности и знание особенностей их психики.понимать их потребности и способности«…Любого ребенка можно научить решать задачи по математике. Это было совсем не очевидно, когда моя младшая сестренка подходила ко мне, неся учебник по математике и тыкая пальцем на задачу, которую просила меня ей объяснить. Из-за того, что мне это давалось в школе легко, я начинала на нее злиться, когда она не понимала решение. Думала, что она такая же, как я, но очень ленивая. И начинала ее упрекать в лености и видела в ее глазах не интерес к математике, а ненависть и страх провалить экзамены. Так мы и жили, пока я не прошла тренинг «Системно-векторная психология».После тренинга я поняла, что она далеко не такая, как я, что мне от природы дали абстрактный интеллект, которому нравится решать задачи, и не надо было мне себя заставлять учить математику. А ей он не достался, поэтому ей нужен абсолютно другой подход к учебе, ведь она у нас очень эмоциональная, а эти все страшные закорючки ей не интересны и скучны, ей бы что-нибудь такое эмоциональное и позитивное.И я начала ей объяснять задачи более эмоциональным тоном, давая ей примеры на те вещи, которые она может представить перед глазами, делая решение задачи более интересным и увлекательным, а не как «обязанность» и «необходимость».И вот ребенок преобразился на глазах: «измученный» взгляд превратился во взгляд «веселый, и довольный собой». После того, как я заканчивала объяснять задачу, ей уже не терпелось приступить к другим задачам, и она с радостью находила, что у нее получается их решить! Она мне говорила: «У вас получается объяснять намного лучше, чем у учительницы в школе! Вот бы все учителя были как вы!»…»Айгерим С., студентка, Алматы, КазахстанРегистрируйтесь.

Как избавиться от чувства вины? Или совесть взяла за горлоПочему я одинокаКак разлюбить человека, если он стал смыслом жизниGoogle

Дополнительные числа

Высокая скорость работы на соробане зависит от того, насколько механизированы действия считающего. Смысл заключается в том, чтобы снять лишнюю нагрузку с ума и выполнять арифметические действия механически, без размышлений или колебаний, отсюда и сравнение людей, обладающих этим навыком, с калькулятором. И если со сложением и вычитанием простых чисел всё ясно, то с более сложными примерами нужно освоить концепцию дополнительных чисел. Нужно просто запомнить, что:

  • цифру 5 можно разложить на дополнительные числа: 4 и 1, 5 и 2.
  • цифру 10 можно разложить на дополнительные числа: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.

При сложении дополнительное число вычитается. При вычитании — дополнительное число прибавляется. Как это работает на практике рассмотрим далее.

Ментальная арифметика | Уроки счета на абакусе

Данные процессы на курсе ментальной арифметики развиваются у детей в первую очередь – навык ментального счёта основан на их использовании

В ходе обучения у ребёнка развиваются основные составляющие креативности: беглость и гибкость мысли, оригинальность и любознательность

Одновременное развитие обоих полушарий мозга позволит ребенку лучше понимать информацию, делать выводы, видеть альтернативу не шаблонно, а творчески

В результате занятий у ребёнка повышается школьная успеваемость, что влияет на его самооценку, умение общаться и лидерские качества

На уроках ребёнку нужно удерживать в воображении образы чисел, представляя передвижение косточек на абакусе. Так развиваются внимание и усидчивость

Может ли быть ментальная арифметика бесплатна

Конечно, ментальная арифметика бесплатна может быть, если вы  родители понимаете хотя-бы начальные азы счёта на абакусе. Далее нужно знать начальную структуру методики для преподавателей, то-есть поэтапный план занятий и к чему ведет каждое занятие с ребёнком. Например показ флеш карт необходим для концентрации внимания и развития памяти.

Читайте также:  Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста

Еще зависит от того как вы будете показывать то-есть с какой скоростью, в какой форме, на экране монитора или будете перебирать флеш карты руками перед учеником. Конечно однозначно показ флеш карт на компьютере будет эффективней, ручной перебор подойдёт на начальном этапе но в дальнейшем и в основном тренировка на распознавание идёт со скоростью меньше 1 секунды и постоянную скорость 0,8 с или 0,6 с можно достигнуть только на компьютере. Благо сейчас тренажёров для показа флеш карт достаточно в интернете и не составляет большого труда найти.

Естественно ментальной арифметикой бесплатно заниматься возможно но на начальном этапе единоразово придется  купить методический комплект для преподавателей. Разобраться в этом во всём самому, конечно не обязательно уметь считать с огромной скоростью достаточно простой счёт без скорости. Но а самое главное ежедневные занятия  увеличивая скорость примеров и конечно же мотивация для детей.

Результат обучения

Все данные достоинства объединяются к тому, что благодаря методу умственной арифметики ребенок войдет в 5% успешных людей, потому что занятия стимулируют формирование 2 полушарий головного мозга. А по суждению научных работников, непосредственно от слаженного формирования двух полушарий, зависит в какой степени станет успешен человек.

Самый очевидный результат обучения – способность совершать арифметические действия с шестизначными числами за несколько секунд. Но сложно представить, зачем сегодня человеку может понадобиться этот навык. Как утверждают педагоги по ментальной математике, быстрый счет в уме – это побочный эффект, а не цель.

  • усидчивость
  • концентрация внимания
  • фотографическая память
  • воображение
  • творческое мышление
  • скорость обработки информации

Быстрый счет позволяет активизировать оба полушария головного мозга, кроме того при этом формируя устойчивые связи между ними. Считается, что это помогает мозгу развиваться более гармонично.

Как известно, левое полушарие отвечает у нас за логику, а правое – за образное мышление. Соответственно методика, при которой сначала задействуются обе руки (а значит, оба полушария мозга), а потом ещё и воображение, развивает не только логику и способность к математическим вычислениям, но и умение мыслить творчески, нетривиально.

Так же помните;

Конечно, научить быстро, считать не всегда получиться, так как не всем детям легко дается учеба. Ведь у некоторых детей логическая левая сторона может не так активно развиваться. К тому же заниматься со своими детьми не так уж и легко, поскольку самому довольно трудно научить этому ребенка. Но, все возможно, нужно только набраться терпения, поверить в себя, в своего ребенка и взяться серьезно к обучению ментальной арифметики в домашних условиях.

Что нужно для обучения ментальной арифметике?

Чтобы знать, как научиться ментальной арифметике, для начала нужно понять, что необходимо для процесса обучения. Обучаться ментальной арифметике лучше всего не дома, а в специальных развивающих центрах, потому что это довольно специфическая и сложная методика, которой не так просто научиться самим родителям. Будет лучше, если вашему ребёнку основы данной программы расскажут квалифицированные педагоги. К тому же, в свободном доступе почти нет специальных материалов, методических пособий и учебников, которые необходимы для обучения ментальной арифметике. Кроме обучающих книг нужно иметь специальные счёты – абакус (или соробан).

Что нужно для обучения ментальной арифметике?