Календарь развития ребенка по месяцам до года

Нормы развития ребенка до года по месяцам существуют для выявления адекватности развития младенца. Если кроха воспитывается в «нормальной» ячейке социума, в которой два родителя обеспечивают заботу ему, должный уход и благополучное существование, то здоровый карапуз будет развиваться равномерно по месяцам до года во всех сферах.

В каком возрасте лучше планировать первую беременность

Возраст рождения первого ребенка в странах западной цивилизации существенно вырос, и многие женщины рожают первенца после 30-ти. Но законы физиологии никто не отменял, и для женщины оптимальный период для первых родов, как и прежде – 18–25 лет.

Чем позже рожает женщина, тем менее растяжимы мягкие и хрящевые ткани, ниже фертильность, тяжелее накопленный «багаж» хронических заболевания и выше вероятность передачи малышу наследственных патологий. Также с возрастом обоих родителей повышается вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна.

Конечно, возраст «за тридцать» – не препятствие для нормальной беременности и родов. Просто в этом случае нужно тщательнее подходить к своему здоровью, более скрупулезно проходить обследования и выполнять рекомендации врачей.

Этапы развития зрительной системы

Особенно важный этап развития зрительной системы человека — это внутриутробное формирование. На данном этапе, при воздействии повреждающих факторов нередки катастрофические последствия для глаз.

Следующий этап охватывает временной промежуток от рождения ребенка до 1 года. Он характеризуется активным развитием участков коры головного мозга, которые анализируют информацию об окружающей действительности — заполняется хранилище зрительных образов.

При рождении, ребенок воспринимает только свет – его наличие или отсутствие. Однако затем, как из тумана, перед ним начинают проявляться объекты окружающего мира. Вначале, младенец способен фиксировать взгляд лишь на крупных объектах (в первый месяц), после у него начинает получаться отслеживать их передвижение в пространстве (3-4 месяца). В 6 месяцев его острота зрения позволяет уже наблюдать за небольшими объектами, узнавать знакомые лица, хватать и бросать свои игрушки, познавая трехмерное пространство.

Годовалый малыш способен собирать мелкие предметы на полу, активно интересоваться яркими игрушками. Зрительные стимулы, заставляют его стремиться к интересным удаленным объектам, пытаться встать на ноги, делать первые шаги. Взрослого уровня, зрение ребенка достигает лишь к 6 или 7 годам (по контрольным таблицам, он называет 10-ю строчку).

Когда купать первый раз?

Все хорошо!

Раньше было принято мыть ребенка сразу после родов — буквально через несколько минут, даже до того, как дать его на руки матери. Сегодня от этой практики отказываются по двум причинам.

Во-первых, врачи считают важным прикладывать ребенка к груди сразу после рождения, чтобы обеспечить его физический контакт с матерью, после чего их на пару часов оставляют вдвоем. Считается, что тактильный контакт повышает вероятность успешного кормления грудью и по этой причине купание откладывают.

Другой довод против купания — это возможные нарушения младенческой терморегуляции. Некоторые считают, что, оказавшись на сравнительно прохладном воздухе после теплой материнской утробы, новорожденные испытывают трудности с поддержанием температуры своего тела. Когда их купают, а затем, что главное, мокрых вынимают из ванночки, возникает риск переохлаждения.

Словом, в купании нет ничего страшного, но никакой необходимости немедленно купать вашего ребенка сразу после рождения нет, разве что из соображений эстетики и вашего личного комфорта.

Мебель для комнаты

Ребенку безопаснее спать в отдельной кроватке. Она может быть самой простой, но все же должна отвечать основным требованиям:

  • кровать должна быть сертифицированной;
  • расстояние между прутьями у люлек и кроваток с решетками — 6—7 см;
  • у дна кровати должно быть несколько уровней высоты.

Классическая детская кроватка подходит детям до 3—5 лет. Ее дно и бортик можно регулировать по высоте. Когда малыш начнет вставать, дно можно опустить. Чтобы ребенок мог сам залезать в кроватку, нужно убрать бортик либо снять с него две рейки. Есть модели с маятниковым механизмом. Стоимость — от 2520 Р на «Яндекс-маркете».

Кроватка-трансформер растет вместе с ребенком, ее можно использовать до 5 лет. У нее обычно несколько модификаций: например, колыбель, непосредственно детская кроватка и пеленальный столик. Учтите, для каждой модификации нужен отдельный матрас. Стоимость — от 5999 Р на «Яндекс-маркете».

Приставная кроватка предназначена для детей до 6 месяцев. Ее крепят к кровати родителей либо помещают рядом: так можно покормить ребенка не вставая. Стоимость — от 3750 Р на «Яндекс-маркете».

Пеленальный столик. Он понадобится, чтобы не приходилось часто нагибаться, переодевая ребенка. Можно купить специальный пеленальный комод, но он недолго будет полезен. Если не хотите тратиться на полноценный столик, возьмите отдельный матрас для пеленания и используйте его на поверхности подходящей высоты. Стоимость пеленальных матрасов — от 474 Р, столиков — от 1599 Р.

Постельное белье и матрас. Новорожденному достаточно только простыни, которая подходит по размеру к матрасу. Главное, чтобы ребенок ни в чем не запутался во сне. Матрас должен быть жестким и в точности соответствовать размеру кровати, чтобы не было щелей и зазоров. Чтобы ребенку было не слишком просторно в кровати, можно приобрести специальный матрас-кокон. Его удобно использовать для совместного сна и перемещения по квартире.

Читайте также:  Особенности воспитания близнецов

/toddlers/ Сколько я потратила на ребенка до 5 лет

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.

Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.

В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.

На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.

Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.

На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.

На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.

Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.

В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.

Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.

В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.

Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.

Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.

Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.

Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.

А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Развитие ребенка от рождения до года: месяц

В 4 месяца ребенок становится спокойнее, меньше капризничает, жизнь его родителей становится более упорядоченной. Его желудок стал больше, и теперь он может побольше покушать, а потом подольше поспать (около 6 часов подряд). Ночной сон стал еще дольше. Его любимое занятие трогать себя ручками, пробовать и сосать пальчики и кулачки, как будто он пытается понять кто он. Малыш начинает интересоваться игрушками, умеет захватывать понравившуюся игрушку ручкой, правда сразу же тащит ее в рот.

К концу 4 месяца ребенок:

  • прибавляет в весе 700 грамм, подрастает на 2,5 см;
  • переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и крутит ее в разные стороны;
  • пытается сесть, приподнимая верхнюю часть туловища;
  • лежа на животе дрыгает ножками и ручками, как будто хочет поползти;
  • появляются первые любимые игрушки, он их выделяет из остальных;
  • говорит слогами, вроде «ба», «ма»;
  • реагирует на музыку, затихает и слушает ее.
Читайте также:  «Я постоянно боюсь за своего ребенка, помогите!»

Экологическое развитие ребенка месяца жизни

Восприятие объектов природы

Умение ползать, самостоятельно садиться, сидеть уверенно, стоять, держась за опору, становиться на колени, сидеть на корточках расширяют возможности ребенка наблюдать за явлениями и объектами природы.

В пределах зрительного восприятия малыш концентрирует внимание на ярком цветке, большом зеленом или желтом листе, кошке, собаке, большой птичке, поворачивает голову на их голоса, прислушивается к звукам, требует от родного взрослого объяснений по поводу них, радуется полученным впечатлением.

Представление о свойствах объектов природы

В ответ на вопрос взрослого: «Где собачка?», «Где кошечка?», «Где цветочек?» поворачивает голову и находит глазами животное, растение.

Взаимодействует с разными по размеру (большими-маленькими) овощами и фруктами, дотягивается до них рукой, хватает, удерживает в руке, прокатывает яблоко, грушу, морковку, луковицу, картошку. Вместе со взрослым вынимает фрукты, овощи, ягоды, зелень с неглубокой мисочки. По словесной инструкции взрослого («Найди», «Положи в мисочку», «Возьми») выполняет нужные действия.

Положительно реагирует на кормление животных и уход за комнатными растениями, пытается приобщиться к отдельным процедурам ухода: «помогает» родителям поливать цветы, может бросить собаке косточку, инициирует родителям свое желание вместе с ними покормить кошку.

Задача развития:

— привлекать внимание малыша к ярким растениям, животным, живущим рядом; — стимулировать желание обследовать доступные природные элементы взглядом, прикосновением, нюхом, вкусом; — тренировать руки ребенка в определении размеров и форм овощей, фруктов; — побуждать к подражанию взрослого голосам животных, имитировать движения кормления животных с игрушками на основе словесных указаний взрослого; — поддерживать стремление к самостоятельным действиям с игрушечными животными, одобрять самые простые проявления исследовательских действий, комментировать их; — создавать радостную и доброжелательную атмосферу общения с ребенком, вызывать радость от взаимодействия с природной окружающей средой.

Организация жизнедеятельности

Создавайте развивающую экологическую среду: обращайте внимание малыша на яркие объекты природы, называйте их, рассказывайте о них ласковым голосом, показывайте простейшие действия с ними (рассматривайте, нюхайте, пейте и т.д.).

Полезно, чтобы взрослый время от времени предлагал ребенку найти глазами знакомый цветок, животное: «Где собачка (кошка, птичка, цветок и т.п.). Во время бодрствования ребенка поощряйте его к звукоподражанию животным («гав-гав»,» ко-ко»,»мяу-мяу» и т.д.), говорите нежно о них, показывайте, как хорошо к ним относитесь, как охраняете их, кормите их на глазах у ребенка.

Полезно показывать малышу различные действия с овощами и фруктами: катить их, переводить с рук в руки, мыть, смаковать, класть в вазу, вынимать из нее и т.д. Предлагайте ребенку повторить некоторые из этих действий.

Во время общения уместно предлагать младенцу выполнять отдельные действия по инструкции, используя для этого слова «найди», «подними», «возьми».

Показатели экологического развития ребенка: — проявляет активный интерес к знакомым и незнакомым объектам природы; — концентрирует внимание на тех из них, которые находятся в ближайшей окружающей среде; — использует для овладения желаемым объектом природы весь арсенал своих моторных возможностей (ползание, сидение, стояние на коленях и на корточках, вертикальное стояние); — по просьбе взрослого и подражая ему, произносит характерные для знакомых животных звуки; — охотно играет игрушечными животными, пытается сопровождать действия с ними соответствующим звуками; — адекватными действиями реагирует на вопросы родителей, связанные с местом нахождения определенного животного ( «Где собачка?» и т.д.); — с помощью взрослого исследует объекты природы, разными способами манипулирует ними; — сопереживает процессам ухода взрослыми за домашними животными и комнатными растениями.

Экологическое развитие ребенка от рождения до 1 года

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Дети действительно взрослеют очень быстро.

Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек.

Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.

Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.

Чтобы сохранить в памяти моменты взросления, заведите специальный блокнот, в котором вы будете описывать развитие ребенка по месяцам до 1 года.

Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

Читайте также:  Какой молокоотсос выбрать? Краткое руководство для молодых мам

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Двенадцатый месяц. Ребенку год.

Приближаясь к годовалому возрасту, ребенок учится все более сложным вещам. Так, например, малыш уже должен суметь показать многие части своего тела, различать предметы по форме (кубики, мячики, дудочку), откликаться на свое имя, играть со своими игрушками так, как это положено. В этот период можно начинать приучать карапуза самостоятельно кушать – сначала руками, потом с помощью ложки, пить малыш должен уже не из бутылочки, а из кружки.

Важное место в воспитании детей до года занимает выработка правильного отношения карапуза на те или иные запреты. Для пресечения неправильных действий нужно использовать строгое «нельзя», тут же необходимо объяснять ребенку, почему именно ему это нельзя делать.

Малыш к годовалому возрасту должен уже уверенно держать в руках крупные предметы, различать довольно тихие звуки и интересоваться необычными действиями родителей. На пользу пойдут кукольные спектакли и совместные просмотры добрых музыкальных сказок.

Безусловно, родителям придется столкнуться со множеством трудностей, прежде чем ребенок вырастет самостоятельным и умным человеком, однако советы врачей, психологов, бабушек, в конце концов, и соответствующей литературы сделают свое дело. Ну а пока малышу лишь год, нужно радоваться каждой минуте его жизни, вместе переживать первые победы и неудачи и радоваться от того, что ваш ребенок – замечательный.

Похожие публикации: Как избежать конфликтов в многодетной семье Развитие и воспитание ребенка в 5 лет Физиологические и психологические особенности детей в 12 лет. Что важно знать родителям. Характер ребенка – воспринять или воспитать