Как подготовить ребенка к школе

Как часто приходится слышать тревожные замечания взрослых о том, что их ребенок не хочет учиться, ленится, не любит читать, постоянно летает в облаках? Да на каждом шагу! А что, если причина вовсе не в лени?  В России о дислексии знают мало.  

Что должен знать первоклассник

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Что такое обязанности

Ребенок с раннего детства должен знать, что у каждого члена семьи есть определенные обязанности, которые он должен выполнять. Так ваш ребенок маленький давайте ему простые поручения – сложить на место игрушки, почистить на ночь зубы, застелить кровать с утра. Наблюдая за родителями, ребенок узнает, какие обязанности у мамы, а какие у папы, захочет помогать вам, и тут главное, не отбить у него желание своим «не трогай, я сама это сделаю быстрее» или «опять после тебя переделывать приходится» и т.д.

Что могут сделать родители?

Любые рекомендации и меры предосторожности бессмысленны, если их важность не осознается участниками процесса. Во время пандемии последствия мир наблюдал на примере стран, население которых не смогло адекватно оценить угрозу. Поэтому «усиленная работа по гигиеническому воспитанию» из рекомендаций Роспотребнадзора равным образом относится как к педагогам, так и к родителям.

Как родителям подготовить себя и ребенка к новым реалиям учебы? Вот несколько рекомендаций:

Что могут сделать родители?
  1. Напоминайте о правилах гигиены. Прежде всего, объясните наглядно, для чего нужно мыть руки и соблюдать социальную дистанцию. Если ребенок не понимает смысла правил, он не будет их соблюдать. Лучше ежедневно подтверждать важность гигиены на собственном примере. Можно показать специально созданные для детей «мультфильмы про коронавирус».
  2. Обеспечьте ребенка необходимыми средствами безопасности. Даже если в школах появятся дозаторы с дезинфицирующим гелем, лучше снабдить школьника личным антисептиком. Каждый день кладите в рюкзак новую маску. Это особенно важно, если ученик должен добираться в школу и домой на общественном транспорте.
  3. Избегайте очереди на входе. Старайтесь приезжать в школу заранее — так можно избежать очередей при измерении температуры. По возможности не заходите в школу, чтобы не затруднять пропускной поток.
  4. При необходимости оставайтесь дома. Если у вас, вашей семьи или ребенка замечены признаки респираторных заболеваний, оставайтесь дома и обращайтесь к специалисту. Не нужно рисковать здоровьем других детей и учителей.
  5. Будьте готовы к цифровому взаимодействию. Необходимость снижения до минимума физических контактов приведет к тому, что часть социальных контактов будет переведена в дистанционный формат, например, общение всех членов образовательного процесса (родителей, учителей, администрации школы). Такое мнение выразили эксперты отрасли во время конференции «Августовка ». Так, за период самоизоляции цифровые родительские собрания уже показали свою эффективность — высокую «явку» на онлайн-встречи, быструю обратную связь между учителями, учениками и родителями. Чтобы общение было эффективным, участникам придется осваивать цифровой этикет: например, строго соблюдать тематику обсуждения, правильно формулировать и адресовать вопросы.
  6. Будьте терпимы по отношению к учителям. У них кратно возросла нагрузка, связанная не только с подготовкой к урокам, но и с проверкой домашних и контрольных работ в дистанционном формате. Это иной вид деятельности, который сейчас все чаще относят к «цифровой дидактике». Период пандемии показал, что впечатление от дистанционного обучения и качества образования было тем выше, чем лучше была налажена коммуникация учителей и родителей.
Читайте также:  Как научить ребенка быстро складывать и вычитать в уме в 1-2 классе

Следующий учебный год потребует много усилий как со стороны администраций школ и учителей, так и самих школьников и их родителей. Важно понимать, что соблюдение правил в условиях COVID-19 — не локальная норма, а общепринятая непрерывная практика. Успех школьной системы будет зависеть и от гибкости всех заинтересованных сторон, умения находить общий язык и при необходимости переключаться между онлайн- и офлайн-каналами общения и учебы.

Что ответить, если ребенок спрашивает: «Мама, я умру?»

— Лариса, что делать родителям, когда их неизлечимо больной ребенок поднимает глаза и говорит: «Мама, я умру?» — или пишет это на листочке, например? Есть какие-то общие правила, как ему сообщить?

— Во-первых, надо спросить у ребенка: «Почему ты сейчас об этом меня спрашиваешь?» Потому что «я умру» — в целом, мы все умрем когда-то. «Почему именно сейчас ты об этом меня спрашиваешь?» Это может быть как раз тем, что ребенок долго молчал, терпел, жалел родителей и боялся их расстроить, но в конце концов, он понял, его тело дает однозначные сигналы, что всё, я больше не могу молчать, надо говорить, и он об этом скажет. Он скажет: «Мне становится хуже. Я вижу, что мне не помогают лекарства. Я хочу знать, можно ли еще что-то сделать, или я умираю?» 

Кстати, очень часто дети, когда с ними начинаешь говорить: «Что тебя больше всего пугает в мысли о смерти?» — говорят: «Что будет больно, что я буду задыхаться, что мне будет страшно». Когда врач говорит: «Нет, тебе не будет больно, ты не будешь задыхаться», — ребенок успокаивается, ему больше ничего не надо знать. Он говорит: «Да, хорошо, всё». 

Мне кажется, что дети намного ближе к Богу, они как-то знают то, о чем мы уже забыли, наверное.

Читайте также:  Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Для них очень конкретная вещь: «Я как буду умирать? Где я буду умирать? Кто будет рядом? Будет ли мне больно или страшно?» Поэтому важно задать этот вопрос: «Именно сейчас почему ты меня об этом спрашиваешь? Что сейчас случилось? О чем ты подумал? Что сейчас с тобой происходит?» — не торопиться услышать ответ. Дать возможность ребенку выговорится. 

Нас что пугает? Что на этот вопрос надо неизбежно дать ответ, сказать: «Да, ты умираешь». Нет, надо спросить у ребенка: «Ты как сам сейчас себя чувствуешь? Что происходит сейчас с тобой? Почему этот вопрос? Что ты сам думаешь о своей смерти?» Не торопиться говорить и загружать ребенка какими-то словами, а дать ему говорить, его выслушать. 

Прежде всего, сесть рядом, забыть все дела, заботы и проблемы, всё это отодвинуть, весь мир подождет, когда тебе задают такой вопрос. Надо сесть рядом и сказать: «Да, давай поговорим. О чем ты хочешь знать конкретно? Я готова ответить на твои вопросы, я готова сказать тебе то, что я знаю сама. Возможно, там будут вопросы, на которые я не смогу ответить, тогда спрошу у врача, узнаю». Знаете, быть в этот момент именно с ребенком, не со своим страхом, а с ребенком. 

То, что всегда лично для меня очень важно, что мне помогает не рассыпаться в такие моменты — я фокус внимания с себя смещаю на того человека, с кем я в этот момент нахожусь. Я не думаю о том, как страшно мне. Бывают моменты такие. Но я говорю: «Стоп! Ты со своими чувствами потом разберешься, сейчас не о тебе». Полностью сместить акцент и всё внимание на ребенка. Это ваш ребенок, вы его знаете от рождения, от момента зачатия, вы близкие, абсолютно знакомые, родные, вы знаете, чем его поддержать, чем ему помочь, что он хочет знать, что он готов узнать.

Просто быть со своим ребенком максимально близко, потому что это очень глубокий момент — это момент, наверное, наибольшей близости.

Поэтому со своими чувствами потом надо разобраться. Надо здесь включиться: «Что? Как? Давай разговаривать». Но это не значит, что наступить себе на горло и запретить чувствовать. 

— Конечно, да.

— Если потекут слезы, об этом тоже сказать: «Знаешь, мне тоже очень грустно и страшно об этом говорить. Я знаю, что для тебя это важно, поэтому да, давай поговорим».

— Спасибо большое, Лариса. Спасибо всем, кто нас смотрел. Надеюсь, это было полезно, и у родителей хватит мужества разговаривать со своими детьми неизлечимо больными или здоровыми откровенно, открыто и честно. Это действительно сближает. 

— Это правда. Вы знаете, за этим мужеством стоит большая любовь. Что мы можем дать человеку, ребенку? Что мы можем дать, когда мы не можем его ни вылечить, ничего — мы можем с ним быть рядом до конца. 

Быть рядом, быть честными, любить, поддерживать и обнимать его, и просто говорить: «Я с тобой. Не бойся, я с тобой. Мы здесь, мы вместе, и ты под моей защитой». Это, наверное, самое важное, что надо знать ребенку, который уходит из этого мира в тот, что здесь с ним рядом любящие люди, он действительно под защитой, он не один. Мы вместе.