Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни

Сейчас магазины предлагают огромное разнообразие детских развивающих игрушек, которые, судя по рекламе, способны сделать из ребенка «гения». Действительно ли эти новомодные погремушки настолько полезны, как заявлено на этикетке, как родители должны способствовать развитию малыша, и что делать, если ребенок запаздывает с освоением навыков, «АиФ-Воронеж» спросил у педиатра высшей категории Воронежской областной детской больницы №1 Юлии Кравцовой.

Как построены занятия?

Занятия организуются с утра, после обеда и вечером. Для самых маленьких продолжительность уроков — один час. Для детей дошкольного возраста — полтора или два часа.

Малыши занимаются вместе со своими родителями, повторяя все действия и задания за педагогом. Старшие дети могут оставаться на занятиях одни. В каждом уроке присутствует несколько различных видов деятельности: и элементы математики, и чтение по различным методикам, и музыка, и танцы, и география, и окружающий мир, и изобразительная деятельность, и прикладное творчество. В каждое занятие обязательно включается физкультурная или ритмическая разминка, чтобы дети смогли отдохнуть и размяться.

Все занятия, как для малышей, так и для детей постарше, проходят в игровой форме. Кроме этого, дети редко сидят за столами. Во время запоминания нового материала они двигаются или сидят на мягких подушечках. Такой метод помогает детям лучше запоминать материал, так как занятия проходят в удобной, привычной и комфортной для них обстановке. Часто уроки проходят в форме сказки, спектакля или небольшого представления, где в роли педагогов выступают сказочные персонажи.

Пальчиковые игры направлены на развитие:

  • Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
  • Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее сконцентрироваться и «усидеть на месте». Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
  • Памяти. Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
  • Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
  • Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Развивающие домашние игры

Существует множество способов занять ребенка дома. Игры могут быть как активными, так и творческими.

Но к этому вопросу следует подойти основательно, ведь ребенка удастся увлечь только тогда, когда происходящее его будет интересовать. А для этого игры должны соответствовать возрасту крохи.

Несмотря на то, что дети бы днем и ночью смотрели любимые мультфильмы, играли в несложные, но увлекательные игры на гаджетах, данное времяпровождение пользы приносит мало.

Читайте также:  Избалованный ребенок — кто виноват и что делать

Поэтому задачей родителей является приложить максимум усилий для того, чтобы развлечение принесло малышу максимум пользы и удовольствия.

Ознакомившись со следующими идеями, родители будут знать, как с пользой развлечь дома 3-х летнего ребенка. Этот возраст является подходящим для того, чтобы начать развивать у крохи определенные навыки.

Для этого при выборе игр родители должны уделить внимание тому, что он должен уметь делать и уже от этого отталкиваться.

В 3 года малыш должен уметь считать до 5, разбираться в геометрических фигурах, цветах, отличать большой предмет от маленького. В качестве развлечения можно выбрать такие игры:

  • На столе раскладываются в разном порядке геометрические фигуры.

    Для начала можно использовать их небольшое количество.

Взрослый показывает фигуру, которую малыш должен отыскать из всего количества. Для усложнения можно попросить найти не только соответствующую фигуру, но и требующийся цвет.

  • Имеющиеся фигуры можно суммировать и отнимать, благодаря этому можно усвоить счет, что пригодится в старшей группе детского сада.
  • В корзину или ведро потребуется насыпать яблоки, груши или другие фрукты, овощи. Затем выложить несколько плодов на стол и попросить ребенка определить, где их много, а где мало. Из того же ведра можно попросить ребенка выбрать плоды того или иного цвета, величины.

Такие игры не только увлекут ребенка, но и поспособствуют его развитию. Подключив фантазию, родители смогут придумать множество увлекательных развлечений, опираясь на предпочтения ребенка.

Как проводить артикуляционную гимнастику

  1. Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
  2. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
  3. Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
  4. За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
  5. Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
  6. Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
  7. Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
  8. Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
  9. Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому. Надо отработать то, что плохо дается.
  10. Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
  11. Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.

Время прогулок.

Так же как и для более раннего возраста, летние прогулки для 4-месячного ребенка могут быть продолжительными; в теплые летние дни мама с крохой могут проводить практически весь день на свежем воздухе. В холодное время года ограничение для выхода на улицу может быть низкая температура воздуха (ниже -15°С), резкий холодный ветер, даже в сочетании с теплой погодой. В дождь или слишком сильный ветер альтернативой пребывания на улице может служить сон ребенка на закрытом балконе или веранде.

И может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

С какого возраста отдавать ребенка?

Один из частых вопросов, интересующих родителей – в каком возрасте ребенка можно записывать в секцию? Это можно сделать даже в 2-3 года, чтобы позволить ребенку использовать свою энергию. Тренировки при этом укрепят тело и поспособствуют развитию правильной осанке.

С годика можно начать делать легкую гимнастику в домашних условиях, уделяя занятиям 10-15 минут в день. В три года следует начать с художественной гимнастики, чтобы развить координацию движений и создать некоторую базу для более серьезных тренировок.

К 4-5 годам телосложение неплохо сформировано, поэтому в таком возрасте можно смело отдавать девочку или мальчика в секцию по спортивной гимнастике. Сделать это можно и в 6 лет или еще позже – в любом случае это будет полезно для развития ребенка.

Читайте также:  Восстанавливаем грудное вскармливание после перерыва

Яркая и легкая

— Какие игрушки все же хороши для первых месяцев жизни малыша?

— Игрушки для самых маленьких должны быть яркими, чтобы ребенок мог концентрировать внимание, со звуком не слишком громким, чтобы не испугать ребенка. При этом игрушки не должны быть сложными и очень тяжелыми, чтобы малыш мог их держать и ими манипулировать. У ребенка в первые месяцы жизни развивается слуховое и зрительное сосредоточение. Он должен что-то слышать, что-то видеть, что-то осязать. Но будет ли это модная игрушка из магазина или мешочек с гречневой крупой, на который бабушка пришила пуговицу, разницы нет. Нельзя сказать, что дети с такими разными игрушками будут по-разному развиваться. Ребенку постарше можно давать игрушки, где есть функциональные части с разными кнопочками, ручками, на которые можно нажимать, поворачивать. Для детей старше полутора лет хороши мозаики, конструкторы, где можно проявить творческие способности. Все игрушки должны соответствовать возрасту малыша. Все время бодрствования ребенок должен быть чем-то занят. Хорошо, если он самостоятельно занимается с каким-то предметом и чувствует себя комфортно. Но если капризничает, родители должны найти альтернативу его времяпрепровождению.

— Расскажите, как родители могут помочь малышу освоить те или иные приемы?

— Родители должны разрешать ребенку делать самому то, что он может. Например, в возрасте четырех-пяти месяцев он уже может доползти до игрушки, пусть это делает сам. Если ребенок постарше может сам стать у диванчика, не нужно его хватать и ставить. Родители должны помогать ребенку развиваться, предугадывая, какой следующий навык ему надо помочь освоить. Малышу трех-четырех месяцев надо помогать переворачиваться, в шесть-семь месяцев – кратковременно присаживать, чтобы он учился садиться. Как только у ребёнка появляется желание, например, лечь на бочок, можно ему показать этот прием. Как только он становится на четвереньки, можно стимулировать к ползанию. В то же время учить переворачиваться малыша в один месяц нет смысла, сажать в четыре месяца — нельзя. Все должно соответствовать темпам его развития.

— Какие бы вы ещё дали советы по воспитанию, развитию малыша первого года жизни?

— Основа развития ребенка первого года жизни — эмоциональная связь с матерью. Поэтому главное – общаться с ребёнком, а не занимать его игрушками. Можно ему читать, петь, а можно просто разговаривать, комментировать ту жизнь, которая происходит вокруг.

Когда знакомить ребенка с разными видами игровой гимнастики

В жизни ребенка игровая гимнастика может появиться с 14 дней от рождения. Обычно в этот период кроху знакомят с фитбол гимнастикой. Рекомендуется первое занятие провести под руководством опытного тренера по фитбол гимнастике на базе поликлиники или спортцентра.

До года этого вида гимнастики вполне хватает для полноценного развития мышц тела ребенка. С того момента, когда сын или дочка начнут ходить, можно постепенно вводить новые виды: дыхательную гимнастику, зарядку, физкультминутки с использованием упражнений, доступных крохе.

К 3-м годам малыш осваивает основные двигательные умения, его можно начинать знакомить с более сложными видами игровой гимнастики: степ-аэробикой, игровым стретчингом, пальчиковой гимнастикой и упражнениями для глаз.

При желании, разные виды игровой гимнастики комбинируются между собой или включаются в общий комплекс физических упражнений.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Развивающие упражнения для грудничков с первых дней жизни

Физическая активность ребёнка способствует его умственному развитию. Это факт. Несложный способ стимулировать физическую деятельность ребёнка — развивающие упражнения для новорождённых. Дайте малышу возможность активно двигаться с первых дней жизни, и это послужит отличным толчком для дальнейшего развития вашего чада.

Гимнастика для новорожденных

Гимнастика для грудничков — необходимый элемент в развитии ребёнка. Главное здесь — не переусердствовать и, конечно, превратить всё в игру. Лучшее время для занятий — смена подгузников и гигиенические процедуры. В этот момент на ребёнке нет одежды, ему ничто не мешает, а тактильный контакт с мамой принесёт карапузу дополнительную радость.

Зачем делать упражнения для новорожденных с первых дней?

Гимнастика для малышей должна войти в распорядок вашего дня. Заниматься ей нужно регулярно, и тогда она даст нужный эффект. Несмотря на свою простоту, эти нехитрые упражнения помогают:

  • Активизировать кровообращение
  • Размять и укрепить мышцы ребёнка
  • Стимулировать физическое и умственное развитие

Перед тем, как перейти непосредственно к упражнениям, нужно остановиться рассмотреть ещё несколько важных моментов.

  • Занимайтесь с младенцем гимнастикой не раньше, чем через 40 минут после того, как он поел. Оставьте и время на то, чтобы он немного отдохнул после упражнений, кормите его хотя бы минут через 20–30. Это условие не зависит от того, чем питается ребёнок: грудным молоком или молочной смесью Valio Baby.
  • Температура в комнате должна быть комфортной для малыша, не выше 21 °С. Не забудьте проветрить помещение.
  • Не заставляйте новорождённого делать сложные упражнения. Ведь он не может даже ещё держать голову. Время ещё придёт.
  • Обязательно делайте гимнастику в хорошем настроении, сопровождая все действия ласковыми словами и улыбаясь ребёнку. Тогда эти занятия принесут радость и вам, и малышу.
  • Не занимайтесь, если кроха болеет или просто устал. Спать ему пока ещё полезнее.

Комплекс упражнений для новорожденных

У многих молодых родителей возникает закономерный вопрос: какие упражнения можно делать новорожденным? Чтобы ответить на него, давайте рассмотрим несложный комплекс упражнений для новорожденных с первых дней (от 0 до 3-х месяцев).

  • Положите ребёнка на спинку и начните нежно поглаживать его по ручкам, ножкам и животику. Потом переверните его на живот и погладьте спинку и ягодицы.
  • Переверните карапуза обратно на спину и потихоньку надавите в середину его ладошки своим пальцем. Малыш начнёт открывать ротик и напрягать мышцы рук и плеч.
  • Теперь вложите свои пальцы в ладони ребёнка. Он схватится за них, и попробует немного приподнять верхнюю часть туловища и головку. Пока этого достаточно.
  • Потом начните аккуратно сгибать и разгибать ножки. Сначала по очереди, а потом обе ножки сразу. Хватит 5–6 раз. Не забудьте погладить ему животик. Лёгкий массаж помогает от колик.
  • Переверните малыша на живот и приложите к его пяточкам свою ладонь. Он обязательно попробует упереть в неё ножки и попытается ползти вперёд. Так начинает формироваться навык ползания.

Для новорождённого ребёнка таких простых упражнений будет вполне достаточно. Общее время занятий не должно превышать 5–6 минут. Заниматься нужно на ровной поверхности, например, хорошо подойдёт пеленальный столик или обычный стол, застеленный мягким одеялом. Для детей постарше подойдет комплекс упражнений на развитие моторики малыша.

Следующая статья Развитие мелкой моторики малыша

Если вы хотите доставить радость вашему ребёнку, а заодно и себе, поиграйте с ним. Считается, что раннее развитие — залог успешного будущего детей и лёгкой адаптации в любом коллективе. Задача взрослого — начат…

Первые шаги

Первые шаги — важный этап в развитии каждого маленького человека и всей семьи. Поэтому большинство родителей задаются естественным вопросом: во сколько начинают ходить дети? Вынуждены вас разочаровать — точной цифры не с…

Массаж грудничку

Многие родители с раннего возраста малыша организуют ему профессиональный массаж. Нужен ли он, вам может подсказать только компетентный педиатр, мнению которого вы доверяете. А вот в том, что каждому младенцу необходим домашн…