Дошкольный возраст: особенности развития и воспитания детей

К дошкольному возрасту относится период детства от 3 до 7 лет. Именно в это время происходит интенсивное созревание и развитие систем и функций организма: увеличивается рост малыша (на 20-25 см), масса тела, совершенствуется нервная система. Все это создает предпосылки для последующего становления личности ребенка, появления познавательных психических процессов и овладения различными видами деятельности.

Возрастные особенности и творчество

Важные особенности в деятельности дошкольников на исследуемом этапе в 5-7 лет – это целенаправленное развитие их через творчество. Для того чтобы пробудить у них стремление к росту творчества, следует умело, ненавязчиво создавать различные ситуации. Они могут проявляться в следующих направлениях:

  • всевозможные игры;
  • театральные, кукольные и другие представления, мини — спектакли и пр.;
  • художественно-изобразительное творчество и все, что с этим связано;
  • разнообразный ручной труд детей;
  • чтение стихов, разучивание песен и прочие виды словесного творчества.

Все перечисленное выше является обязательным фактором в воспитании, а периодизация включения тех или иных видов деятельности должна регулярно охватывать каждый пункт. Увлекательная и веселая творческая игра малышей под руководством воспитателя способствует наилучшему восприятию информации, вырабатывает столь важные индивидуальные черты и качества характера.

Характерные возрастные особенности этого дошкольного периода, от пяти до семи лет, – повышенный интерес к предстоящему обучению в школе. Заманчивые перспективы создают в группе, где развиваются малыши, особый настрой и желание испытать новые ощущения как можно скорее. Лучшим методом работы в этом случае является умелое поддержание такого интереса. Процесс должен проходить как можно естественнее, путем непринужденного общения.

Хорошим методом воспитания интереса к обучению также является:

  • посещение школы в составе группы;
  • приглашение в детский сад на беседу учителя;
  • различные ролевые игры на школьную тематику;
  • совместные занятия, игры, общение со школьниками.

Особенности развития детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольников ориентируется от 3 до 7 лет и называется период дошкольного развития.

Возрастные периоды дошкольного возраста:

Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Младший дошкольный возраст с трех до четырех лет.
  • Средний дошкольный возраст с четырех до пяти лет.
  • Старший дошкольный возраст с пяти до семи лет.

Данные возрастные периоды связаны с общим развитием малыша, содействуя его созреванию, как личности. Благодаря взрослым, ребенок наполняется жизненным опытом. Происходит закладка фундамента для более подходящей адаптации в социальной компетентности, как и развитие школьной зрелости.

Появляются определенные моменты, удовлетворяющие физические, психические и социальные процессы дошкольника. К психологическим особенностям дошкольного возраста можно отнести расширение круга знакомств ребенка. Наблюдаются осложнения видов деятельности по содержанию и форме, возникает развитие интеллектуальной активности, улучшаются самостоятельные действия, меняется взаимодействие малыша со взрослым человеком, формируя детскую группу со своей субкультурой.

Акселерация и дефицит самостоятельности

Следует отметить еще один парадоксе современного детства. Он заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию и к учебным навыкам малышей сочетается с чрезмерно бережным, щадящим отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Безопасность превратилась в основную ценность воспитания и образования. Взрослые делают все возможное, чтобы оградить детей от каких-либо рисков, усилий и самостоятельных действий.

Игрушки полностью содержат в себе все необходимое для их использования, не оставляя никакой возможности придумывать что-то свое при манипуляциях с ними. В магазинах преобладают куклы-роботы, с которыми не нужно играть, а нужно наблюдать, как они поют, прыгают, дают команды и пр. Сейчас некоторые куклы даже меняют выражение лица (улыбаются, хмурятся, зевают и пр.) Игра с ними не требует никакого воображения и деятельности, она сводится к наблюдению за возможностями технически оснащенных игрушек. Книжки-плееры сами воспроизводят текст – их уже не нужно читать, а нужно слушать музыку и текст, который произносится хорошо поставленным, но чужим для ребенка голосом. Даже мыльные пузыри вылетают посредством нажатия на кнопку (напрягаться, чтобы дуть уже не нужно). Примеров такого облегчения детской жизни можно привести множество. Все делается для того, чтобы упростить жизнь ребенка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей. В результате ребенку просто негде проявить инициативу и самостоятельность – все готово к потреблению и использованию. У детей просто не остается пространства для проявления своей инициативы и самостоятельности, в широком смысле, для самореализации.

Совершенно невозможным стали самостоятельные прогулки ребенка со сверстниками (до 12–13 лет). Практически ушли из жизни детские дворовые игры и разновозрастные детские сообщества, которые были важной школой социализации.

Читайте также:  Выбираем имя для девочки и мальчика родившихся в январе

Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формирует установку на потребление. Игрушки все чаще рассматриваются как товар, который взрослые будут приобретать для детей. Наши исследования показали, что в детской комнате современного городского дошкольника находится более 500 игрушек, из которых только 6% реально используются ребенком (Соколова, 2012). Игрушки становятся просто предметами обладания, которые заполняют физическое пространство, но не становятся побудителями внешней и внутренней активности детей.

Установка на потребление активно формируется и усиливается современными СМИ и видеопродукцией.

Доминирующим занятием дошкольников в свободное время стал просмотр мультфильмов, возрастная адресация и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Наше исследование показало, что при восприятии мультфильмов, не соответствующих возрастным особенностям, дети не вкладывают свой личный смысл в события на экране и воспринимают их отстраненно и отчужденно. При этом они охотно смотрят малопонятные и малоосмысленные для них приключения. Можно предположить, что сильная сенсорная стимуляция (быстрый и яркий видеоряд, обилие громких звуков, мелькание кадров) подавляет волю и активность ребенка, как бы гипнотизируют его, блокируют его собственную активность (Смирнова и др., 2014).

Но, наверное, самой серьезной проблемой современного детства стали компьютерные игры и прочие «экранные развлечения».

Режим питания ребенка лет.

В этом возрасте ребенок очень подвижен, соответственно и питание должно быть более сбалансированным и восполнять потраченную в течении дня энергию.

Режим питания ребенка 5 лет имеет множество отличий от меню детей раннего возраста. Стоит постепенно приближать его к рациону взрослого человека. Но следует учитывать, что пищеварительная система еще не достаточно развита.  Из рациона следует исключить острую, пряную, горькую и очень жирную пищу. Консервы можно давать осторожно и как можно реже. Представим мнение экспертов.

Специалисты считают, что норма питания составляет примерно 1980 ккал в день. Норма белков, углеводов и жиров должна быть в соотношении 1:4:1. Идеальное число приемов пищи в день – 4. Разрешается разнообразить меню самыми разными вкусами, пусть ребенок и дальше познает мир.

В весе дневной рацион питания ребенка 5 лет должен составлять примерно 1800 грамм полезных продуктов. Соответственно его надо разделить на количество приемов пищи.

Процесс переваривания у пятилетнего ребенка составляет примерно 3,5 часа, поэтому нормальный режим питания ребенка 5 лет выглядит так:

  • 8-00 завтрак — 25% от суточных колорий
  • 12-00 обед — 40% от суточных колорий
  • 15-30 полдник — 10% суточных колорий
  • 19-00 ужин — 25% суточных колорий
Режим питания ребенка лет.

Ежедневно в меню должны присутствовать мясо. овощи , фрукты, сливочное масло. Рыбу и яйцо можно давать 2 раза в неделю. Раз в неделю можно побаловать ребенка пицами и бургерами.

Режим питания ребенка 5 лет – это особенный подход. Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос здоровым, сильным и умным, придерживайтесь этих рекомендаций!

Размер ребенка в 5 лет интересует родителей, когда они подбирают ему одежду. Разумеется, стоит знать размеры. Чтобы понимать, входит ли ваш малыш в норму. Статистика показывает следующие цифры:

  • рост от 104 до 113 см;
  • вес от 17 до 20 кг;
  • окружность головы от 51 до 53 см;
  • размер одежды 30-32.

Читайте: Ребенок 6 лет- что нужно знать об этом возрасте?

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста

Помогайте ребенку развивать воображение

Развитие детей дошкольного возраста включает этап формирования воображения. В 2-3 года малыши начинают фантазировать. Они представляют себя героями любимых сказок или мультфильмов, придумывают себе воображаемых друзей. Чтобы активно развивать воображение ребенка, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры. Пусть малыш самостоятельно выберет роль для себя и для Вас или придумает правила. Вместе с малышом Вы можете изготовить необходимые костюмы или атрибуты для игры.

Учите малыша говорить правильно

В развитии детей немаловажную роль играет формирование красивой грамотной речи. Дошкольники часто копируют поведение взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, старайтесь следить за своей речью. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему то, чего он еще не знает. Это поможет расширить его словарный запас и позволит приобрести навыки общения. Учите с ребенком стихи и песни, чтобы он запоминал новые слова, просите его пересказать сказку, мультфильм. Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра фильмов и телешоу, в которых употребляются неприемлемые нормы языка.

Помогайте ребенку развивать мышление

В развитии детей дошкольного возраста особую роль играет этап формирования мышления. Постепенно ребенку требуются более сложные игрушки, например, головоломки и мозаики, заставляющие думать, фантазировать, решать какую-либо задачу. Для развития мышления прекрасно подходят логические игры, например, предложите малышу найти лишнюю картинку или слово в ряду.

Учите малыша письму и чтению

Развитие детей должно включать формирование навыков письма. В возрасте 5 лет ребенок начинает интересоваться буквами алфавита, запоминает их и отыскивает в словах. Покажите малышу, как нужно держать карандаш в руках и правильно писать буквы. Старайтесь не критиковать ребенка за ошибки, спокойно объясняйте, что он делает не так, и обязательно хвалите за успехи. Попробуйте вместе с малышом написать письмо Деду Морозу или создать книжку с рисунками и историями. Пусть малыш произносит буквы при написании, чтобы учиться складывать их в слоги, а затем в слова. Предложите ребенку самостоятельно составить предложение, написать его и затем прочитать.

Учите ребенка счету

Еще одним этапом развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование навыков счета. Расскажите малышу о цифрах, зачем они нужны, в каком порядке идут. Попробуйте вместе посчитать пальчики на руках или игрушки. Расскажите ребенку о таких понятиях, как половина, часть, целое, мало, много. Обязательно научите малыша пользоваться измерительными приборами: часами, линейкой, весами и т.д.

Тенотен Детский поможет сохранить спокойствие малыша в любой ситуации

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом. Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут. Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской. Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения. Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности. Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Нарушения речевого развития детей и их профилактика

На­рушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение речевого развития — причина неуспеваемости учеников начальных классов.

Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произно­шении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.

Виды нарушения речи у детей:

  1. Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
  2. Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
  3. Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
  4. Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
  5. Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
  6. Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
  7. Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
  8. Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
  9. Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.
Нарушения речевого развития детей и их профилактика

Умения детей в 7 лет.

Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование произносительных навыков;
  • развитие навыков звукового анализа;
  • совершенствование лексических и грамматических конструкций;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие мелкой моторики.
Читайте также:  Детский конфликт: как вести себя родителям обидчика и обиженного?

Помощь в развитии ребенка в 5-лет

Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку развиваться в этом возрасте:

  • Поощряйте движение: вместе занимайтесь разными видами спорта и активным отдыхом. Это обучает социальным навыкам, таким как работа по очереди, сотрудничество, переговоры, честная игра и хорошее занятие спортом.
  • Вовлекайте своего ребенка в простые домашние дела: накрытие стола или помощь Вам в уборке чистой одежды развивает навыки движения и мышления, а также обучает сотрудничеству и ответственности. Эти навыки очень важны для школы.
  • Выделяйте время для бесплатной игры: даже если Ваш ребёнок уже пошёл в школу и другие структурированные занятия, игра все ещё очень важна в этом возрасте. Пусть ваш ребенок сам выбирает, как провести это «бесплатное» игровое время.
  • Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего занимает лишь 10 минут. Совместная игра даёт Вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать о его мыслях и чувствах. Это также показывает Вашему ребенку, что Вы заботитесь о нем и хотите проводить время вместе.
  • Практикуйте поведение в классе: например, Вы можете давать ребёнку небольшие задания, требующие внимания, или выполнять простые правила или инструкции. Поговорите о любимом животном или виде спорта Вашего ребенка и побудите его слушать, отвечать и задавать вопросы. Всё это помогает подготовиться к школе.
  • Устраивайте встречи: провождение времени с другими детьми, особенно если они ходят в одну школу, помогает развить социальные навыки и помогает вашему ребенку привыкать к тому, чтобы быть отдельно от Вас.
  • Говорите о чувствах: Вы можете помочь своему ребёнку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить эти чувства словами. Это поможет ему завязать дружеские отношения и проявить сочувствие.
  • Поговорите с ребенком о том, что следует одинаково уважительно относиться как к мальчикам, так и к девочкам.

Ребенок в семье

Что необходимо знать о воспитании в дошкольном возрасте родителям? Папам и мамам важно иметь представление о простых правилах и неукоснительно их соблюдать. Воспитывать своих детей родители должны на личном примере. Забывать об этом не следует. Ведь в ребенке словно в зеркале впоследствии отразится весь негатив, существующий в семье – грубость и ссоры, неопрятность и невнимание к близкому человеку, а также дурные привычки.

Родителям рекомендуется чаще обнимать своего сына или дочь. При этом ребенок будет чувствовать защиту и любовь. Дошкольники остро нуждаются в тактильных к контактах. Их в течение дня, по утверждениям исследователей, должно быть не менее восьми.

Кроме того, ребенка нужно хвалить. Сколько раз в день? Чем это будет делаться чаще, тем лучше для воспитания. Но не стоит при этом проявлять излишний фанатизм и льстить малышу. Фальшь он почувствует тут же. А вот похвала непременно повысит самооценку маленького человека, мотивируя на самосовершенствование и добрые дела.

Малыши в дошкольном возрасте должны непременно быть оптимистами. Для этого необходимо научить их воспринимать тот мир, который окружает их, только позитивно.

Родители должны много говорить со своими детьми. Ведь всякое образование начинается именно со слов. Малыш должен учиться слышать взрослых, а также быть способным высказать свои проблемы.

Папам и мамам важно интересоваться, чем живет их ребенок, расспрашивать его о том, что происходит с ним вне дома, каковы его взаимоотношения со сверстниками. Малыш должен доверять родителям. Бонусом подобного направления воспитания явится обучение ребенка общению и умению вести диалог.

Также родители должны прививать своему чаду чувство ответственности. Ведь дошкольник еще не всегда осознает то, что с него могут спросить за его поступки, а также за то, что было ему поручено взрослым. Его этому следует научить. Каким способом можно получить хороший результат? Только показывая свой собственный пример. Так, если папа помогает маме накрыть на стол, а после обеда или ужина моет посуду, то сын начнет понимать, что мужчина должен помогать женщине. Какую деятельность в дошкольном возрасте можно доверить малышу дома? Это уборка своих вещей, уход за любимым животным и т.д. Подрастая, ребенок начнет понимать, что любой человек в жизни за что-то должен нести ответственность.

Родителям важно постоянно развивать у своего чада стремление к знаниям, к изучению нового. Для этого понадобится обеспечить ребенка развивающими играми, организовать просмотр энциклопедий, чтение сказок и т.д.

У деток дошкольного возраста следует вырабатывать усидчивость. Это будет необходимо тогда, когда они сядут за парту.