Бить или не бить. Можно ли физически наказывать детей?

XXI век. Существуют сотни методик воспитания. Но в обществе до сих пор спорят, правильно ли физически наказывать детей. Можно ли шлёпнуть и дать подзатыльник, если ребёнок «не понимает иначе»?

Можно ли наказывать детей?

Споры о том, применять ли наказания к детям в семьях, ведутся очень давно. Прогрессивные родители утверждают, что применять санкции – вчерашний день. Однако множество известных педагогов предупреждают, что если малыша не наказывать, он в будущем не научится нести ответственность за свои поступки. Поэтому любая семья должна выдвигать перед карапузом определенные правила и законы, которых он должен придерживаться. Воспитывать детей без наказания вовсе, не получится. Главное – сделать это верно. Возраст, когда крошка сможет адекватно оценивать примененные к нему санкции – 3 года. В год детка вряд ли поймет, почему его наказали. Именно в этом возрасте начинают развиваться причинно-следственные связи.

Можно ли наказывать детей?

Только цифры

В Беларуси более 30% родителей считают, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание. Таковы выводы национального исследования по оценке распространенности насилия в отношении детей. Как рассказал старший координатор программной деятельности по защите прав детей представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Александр КАРАНКЕВИЧ, в прошлом году ЮНИСЕФ провел исследование совместно с министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты. Были опрошены через анкетирование более 8 тыс. респондентов, из них 5 тыс. — дети в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие в семьях, в детских интернатных учреждениях, специальных учреждениях. Так, 31% опрошенных родителей полностью согласны с утверждением, что правильное воспитание ребенка включает физические наказания. 29,3% родителей считают, что иногда ремень необходим для дисциплинирования ребенка. Лишь 30% пап и мам согласны с тем, что многие проблемы можно решать путем диалога. Почти половина родителей (48%) уверены: чтобы ребенок добился успеха в жизни, его нужно не только поощрять, но и наказывать. 36,4% родителей считают, что те, кто не применяют наказания по отношению к своим детям, портят их.

Что такое наказание

Правильный метод наказания за проступки предусматривает демонстрацию нежелательных последствий неправильного поведения. Физические и психологические способы воздействия на ребенка рассматриваются современными психологами и педагогами как насилие над личностью. Если следует наказание за неблаговидный поступок, а не за его последствия, то неминуема агрессия в ответ или развитие комплексов неполноценности.

Погрешности в воспитании способны подавить творческое начало и ухудшить возможности коммуникации со сверстниками и старшими людьми. По мнению известного российского психолога Александра Колмановского, доверительные отношения между родителями и детьми способны откорректировать погрешности поведения значительно эффективнее, чем окрики и насилие.

Правила для родителей

  1. Наказание – не ради наказания. Вы наказываете ребенка не ради того, чтобы сделать ему плохо. У наказания есть конкретная цель: ребенок должен понять, что он совершил плохой поступок или вел себя не лучшим образом и что в будущем так делать не стоит. То есть ребенок должен четко знать, за какой поступок его наказали и почему. Дети, особенно маленькие, могут действительно не понимать, в чем они провинились. Например, ребенок, который отобрал у сверстника красивую игрушку и принес ее домой, может не до конца осознавать, что брать чужие вещи нельзя. Поэтому хорошо, если вы проговорите это вслух, чтобы точно убедиться, что ребенок вас понял.
  2. Осуждать можно действия, но не самого ребенка. Не стоит употреблять эпитеты, относящиеся к личности или способностям ребенка, такие как: «жадина», «лентяй», «двоечник», «неряха». Во-первых, это может сказаться на самооценке ребенка – он действительно начнет считать себя глупым, жадным и т.д. Во-вторых, ребенок, может решить, что родители его попросту не любят или плохо к нему относятся. Все это не решит, а лишь усугубит проблему. Дайте ребенку понять, что вы осуждаете его поступок или поведение, но не его самого.
  3. Нельзя наказывать за то, что ребенок сделал случайно. Например, случайно уронил и сломал новый телефон или другую дорогую вещь. Или зазевался, упал в лужу и испачкал только что выстиранные джинсы. Или пошел в магазин за хлебом и потерял деньги. Во всех этих случаях ребенок, скорее всего, и так расстроен и переживает даже сильнее, чем вы. Наказанием вы ничему его не научите, а только заставите переживать еще больше.
  4. Нет смысла наказывать за то, что у ребенка что-то не получается. Типичный пример – оценки в школе. Если вы накажете ребенка за двойку по математике, он не станет понимать математику лучше, и уж тем более, у него не появится интерес к этому предмету, скорее, наоборот. Лучше разберитесь, в чем проблема. Если двойка одна и случайная, то ребенок и сам сможет ее исправить. Если он регулярно получает плохие оценки по предмету, то вероятно, ему нужна помощь.
  5. Недопустимы физические наказания детей. Ваша цель – не запугать ребенка, а преподать урок, заставить задуматься о своем поведении. Важно воспитывать детей без криков и угроз. Также ни в коем случае нельзя унижать и оскорблять – ничего хорошего из этого не выйдет, вы лишь испортите отношения. В качестве меры наказания ребенка можно лишить малыша чего-то ценного для него или временно ограничить его свободу действий. Например, если ребенок маленький, можно посадить его в отдельную комнату на стульчик «подумать» или поставить в угол. Если ребенок не хочет за собой наводить порядок в детской комнате – временно заберите игрушки. Детей постарше в качестве наказания можно лишить интернета или запретить им играть на компьютере. Такие наказания не причинят реального вреда ребенку, но заставят его испытывать определенный дискомфорт.
Читайте также:  Как вкладываться в ребенка, чтобы он стал успешным в будущем?

Наказание детей в семье неизбежно и порой просто необходимо в воспитании. Оно помогает ребенку лучше усвоить правила поведения, принятые в семье и в обществе, отличать плохие поступки от хороших и, в конце концов, нести ответственность за свои действия. Однако важно не переходить границы. Ребенок должен быть уверен, что его все равно любят таким, какой он есть. Только в этом случае наказание даст нужный эффект.

Вам может быть интересно:  Развитие ребенка в 7 месяцев       Развивающие игрушки для детей       Выбор будущей профессии для подростка

правил воспитания детей

1. Если есть возможность обойтись без нравоучений, то мы обходимся без них. Это когда ребёнок раскаивается и сам понимает, что поступил неправильно. У детей чувство вины достаточно сильное и искреннее. Поэтому добавлять к нему порицание не стоит. Куда важнее поговорить с ребёнком, узнать причину его плохого поведения или поступка. Внимательно выслушать и вместе сделать выводы. 2. Нельзя наказывать за случайные проступки. Если ребёнок ненароком разбил чашку или тарелку, помогая убрать со стола, то срываться на нём не надо. Или, поскользнувшись на улице, упал, испачкал или порвал одежду. Ведь ребёнок не виноват, что на улице гололёд. Ему и так в этот момент обидно и больно. 3. Осуждения заслуживают только намеренные проступки. В воспитании мы, как родители, всегда должны быть едины. Если один запретил что-то, то другой не может отменить наказание. Иначе будет подрываться авторитет одного из родителей. 4. Важно объяснять последствия плохого поведения. У нас на холодильнике висит листок с наказаниями. Обычный альбомный лист разделён на две половины. На одной написаны проделки, на второй – соответствующее «возмездие». Например, если сын не убрал в комнате игрушки – на следующий день остаётся без мультиков. Не чистит зубы – остаётся без сладкого. Но этот список нужно чётко выполнять, составлять и записывать вместе с ребёнком. Тогда любому будет понятно, что делать нельзя и что за это ему грозит. Такой способ действительно работает. Мы им пользуемся примерно с трёх лет, то есть с возраста, когда ребёнок точно понимает, что такое плохие поступки и что за этим следует. За это время некоторые пункты исчезли совсем, ну и, конечно, с взрослением сына появляются и новые. 5. С детьми нужно быть чётким и последовательным во время воспитательной работы. Всегда придерживаться выбранного наказания и сроков. Например, если сын знает, что за беспорядок в комнате он лишается мультиков, то обязательно выполнит это условие. На следующий день ни в коем случае не включаем детский канал. А можем и вовсе отказаться от телевизора. Если взрослые не будут выполнять свои же правила, то не стоит этого ждать и от детей. 6. Нельзя откладывать наказания. Оно должно следовать сразу за содеянным. Иначе спустя какое-то время ребёнку не будет понятно, за что его наказывают. Воспитательный момент будет упущен. 7. Если это возможно, то мы даём исправить последствия своих оплошностей. Если уронил цветок, то убрать рассыпавшуюся землю, посадить и полить цветок. Вымыть обувь, если после прогулки у сына полные сапожки воды или грязи. Он точно знает, что нельзя гулять с сырыми ногами. Изрисовал мебель – оттирает пятна сам. Дополнительная домашняя работа хорошо борется с неряшливостью и неаккуратностью, облегчает маме жизнь и приучает к порядку. 8. Не ругаем и не наказываем ребёнка в общественных местах или прилюдно. То есть все выяснения обстоятельств и последствия только наедине. 9. Никогда нельзя переходить на личность ребёнка. Оскорблять или унижать. Чёткое и строгое наказание направлено на поступок или поведение, а не на самого ребёнка. То есть я объясняю сыну, что я недовольна не им самим, а его поведением. 10. А когда наказание уже позади – обязательно следует примирение. Я всегда говорю, что очень люблю своего сына и надеюсь, что в будущем наказаний и подобных поступков мы постараемся избежать. Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие. Послушных вам детей и поменьше поводов их наказывать.

Читайте также:  В какой спорт отдать ребенка возраста детского садика

Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!

Читайте другие статьи о воспитании детей:

  • 7 лучших книг по воспитанию детей до 0 до 16 лет
  • «Мама, кого ты больше любишь?»
  • 5 советов, как вырастить из мальчика мужчину
  • 11 советов для родителей малышей-«плохишей»
  • 16 правил Интернет-безопасности для детей
  • «Жадина-говядина»: как научить ребёнка делиться
  • Марк и его команда
  • Как научить ребёнка одеваться
  • 9 советов, как поладить с гиперактивным ребенком
  • Самооценка у детей
  • 6 советов, как стать ребёнку другом

Возможна ли полная свобода?

Говоря о свободе, всегда имеют в виду ее степень. А существует ли полная свобода? В понимании большинства, свобода — это отсутствие каких-либо ограничений. Живя в обществе, нельзя избавиться от них. Жизнь абсолютно без ограничений — иллюзия. И даже занимаясь любимым делом на работе, нельзя сказать, что ты свободен. Ведь ты занимаешься зарабатыванием денег и зависишь от этого. Даже известный Робинзон Крузо, живя на необитаемом острове, не был абсолютно свободен. Ведь его жизнь зависела от погоды, от успехов в добывании пищи и прочих факторов. Поэтому не стремись к полной свободе. Твои ровесники, которым ты завидуешь из-за того, что у них нет родительского контроля, скорее всего, просто обделены их любовью и заботой. Взрослым или безразлична их судьба либо у них нет времени на воспитание своих детей. Последствия такой «свободы» почти всегда очень серьезные.  Неопытный тинейджер может попасть в дурную компанию. Его судьба после этого может быть совсем незавидной. Да и незнание многих правил поведения в обществе, которым тебя учат родители, твоему «слишком свободному» сверстнику может очень навредить в будущем.  Уважая требования родителей, ты можешь прийти к определенным компромиссам, договориться с ними. О том, как этого достичь, идет речь ниже.

Возможна ли полная свобода?

Причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Некоторые родители уверены, что трудным детям очень сложно что-то объяснить, не прибегая к крикам и ремню. Такие люди ограничивают ребёнка в собственной самостоятельности, считая, что это может привести к проблемам.

Если же проанализировать случаи физического наказания, станет ясно, что ребёнок получает телесное наказание не только из-за непослушания. В основном, причиной является плохое настроение взрослого. 

Почему же ещё может возникнуть желание ударить ребёнка?

  1. Мама или папа могут схватиться за ремень, чтобы реализовать какие-то личные обиды из детства, не осознавая этого
  2. Собственная несостоятельность. У каждого человека могут возникать различные проблемы: на работе, в личной жизни и т.п. Таким образом, родитель может сорваться на своего малыша, даже если он ничего плохого не совершил, просто попался под горячую руку
  3. Иногда применение физического наказания может быть из-за того, что у взрослого нет времени или желания объяснить крохе, в чем он провинился
  4. Беспомощность. Иногда родители просто не знают, как себя вести с ребёнком, если тот совершил проступок, и как можно ещё наказать малыша
  5. Нестабильная психика. В порыве гнева такие люди не могут себя контролировать, справляться с негативными эмоциями. Поэтому они не видят другого выхода, кроме как ударить ребёнка. Зачастую после физического наказания, родитель себя очень винит за это

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других. Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее. Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Читайте также:  Сколиоз у детей

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Как научить детей ответственности

Для исправления ситуации необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком. Важно ежедневно напоминать, что его будут любить в любой ситуации.

Не нужно:

  • молчать и игнорировать малыша;
  • причинять боль, проявлять агрессию;
  • говорить обидные слова и оскорбления;
  • периодически напоминать о старых проступках;
  • чрезмерно наказывать за маленькие нарушения.

Учите ребенка ответственности. Для этого взрослые предлагают соблюдение семейного устава. Простые правила должны соблюдать родители и дети без исключений. Важно без крика объяснять, почему запрещено смотреть телевизор более 2 часов в день, играть за компьютером вместо уроков.

Психологи рекомендуют чаще общаться с детьми, предупреждать, к чему могут привести негативные поступки: «Нельзя брать планшет сестры без спроса, потому что он является личной вещью, как и твои игрушки. Если хочешь, поиграть, спроси разрешения».

Ребенок должен ошибаться, чтобы научиться делать правильный выбор. Можно предложить откладывать карманные деньги на покупку новой игры. При этом предупредите малыша, что он имеет право купить шоколадку, но в таком случае придется заново наполнять копилку.

Основная ошибка родителей – наказывать ребенка, не разобравшись в ситуации. Это наносит сильные обиды, которые остаются в памяти, становятся причиной комплексов и расстройств психики, требуют лечения в зрелом  

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Частые причины непослушания ребенка

Давайте разберемся с этим вопросом с точки зрения психологии.

Почему у детей наблюдается склонность к желанию игнорировать требования и правила, установленные родителями?

На этот вопрос существует несколько возможных ответов.

Частые причины непослушания ребенка
  • В жизни ребенка присутствует слишком много запретов;
  • Ребенок наоборот привык позволять себе все;
  • Ребенок может не слушаться, если он не может понять, чего вы от него хотите;
  • Иногда ребенок хочет убедиться в том, что за нарушение правил вы действительно его накажите, иначе говоря, проверяет вас самих;
  • Ребенок хочет привлечь к себе внимание;
  • Он пытается продемонстрировать свой характер, убедить вас в том, что вы ему не указ.

Если ребенок все чаще перестает вас слушаться, то для начала необходимо обратить внимание на то, как вы его воспитываете, на обстановку внутри семьи, пересмотрите установленные для него ежедневные порядки.