Адаптация ребенка в детском саду: как помочь и подготовить

Малышу пора в детский сад… Какой возраст подходит для посещения дошкольного учреждения? Родителей беспокоит вопрос о том, насколько безболезненно пройдет адаптация ребенка к детскому саду. Консультация психолога по этой проблеме поможет подготовиться к важному нелегкому периоду в жизни всей семьи и успешно его преодолеть.

Подготовка – это важно

К этому событию нужно начинать готовиться задолго до самого похода в сад. Трудно приспособиться к новому коллективу некоммуникабельным детям, которые мало общаются, не желают контактировать с неизвестными старшими и детьми. Для них остаться в саду – настоящая трагедия. С этим ребенком нужно чаще бывать там, где много людей. Ходите на детские площадки, учите малыша общаться с детьми. Научите, как можно познакомиться – сначала вы сами спросите у детей их имя и представите своего кроху. А затем он станет подражать вам и научится сам заводить знакомства.

Организуйте на площадке активные игры, например, поиграйте в мяч. И малыш поймет, что играть с кем-то намного интереснее, чем самому. Рассмотрите возможность посещения детских развивающих центров. Там малыш научится выстраивать отношения с детьми и с педагогом, выполнять простые поручения. Организуйте дома такой же режим дня, как в садике. Кушайте, гуляйте, ложитесь спать в то же время.

Трудно приходится малышам, у которых не было дневного сна дома. До поступления в детсад нужно приучить малыша спать днем. Если малыш отказывается спать, постарайтесь чтобы он сначала хотя бы спокойно лежал в кровати – почитайте ему сказку, спойте колыбельную. Учите ребенка слушать – читайте ему стихи, сказки, задавайте вопросы по содержанию. Вовлекайте его в ролевые игры (детский сад, больница, магазин).

Ненавязчиво прививайте навыки самообслуживания. Уверенности придаст умение самостоятельно одеться и раздеться, сходить на горшок, кушать.

Займитесь укреплением иммунитета. Побольше гуляйте на свежем воздухе, одежду подбирайте соответственно погоде, дома пусть ходит босиком. Бывайте в людных местах (кукольный театр, цирк, детская площадка, игровая комната). Пусть иммунная система учится бороться с различными вирусами и бактериями.

Что делать родителям в адаптационный период?

Даже если родителями заранее были приняты все необходимые меры, ребенку все равно будет нелегко освоиться в новых условиях. Родители должны понять своего малыша, и сделать все необходимое, чтобы он чувствовал себя комфортно в детском саду:

  • Часто говорить ребенку, в какой хороший садик он ходит: какой он красивый, как много в нем детишек и какие добрые воспитатели и нянечки.
  • Чаще хвалить ребенка, говорить о том, как родители его любят, как они им гордятся. Такой подход будет для малыша отличным стимулом к новым победам и достижениям.
  • Выбрать вместе с малышом игрушку, которую он сможет взять с собой в садик. Это может быть любимая игрушка ребенка или мягкая плюшевая игрушка, с которой малыш сможет засыпать.
  • Оставляя малыша в садике, необходимо заверить его, что родители обязательно вернутся за ним через несколько часов. Желательно уточнить ребенку, когда именно его заберут: после обеда или вечером. Важно выполнить обещание и придти за малышом вовремя — для него это очень важно.
  • Если, когда ребенка в детский сад отводит мама, малыш начинает истерику и не отпускает ее от себя, лучше доверить это дело папе.
  • Нельзя в первое же посещение оставлять малыша в садике на весь день. Ребенку нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть: неделю забирать малыша можно после утренней прогулки, вторую неделю – после обеда, третью неделю – вечером.
  • Нужно обязательно каждый день интересоваться у малыша, как прошел его день: чем он занимался, что кушал, появились ли у него новые друзья.
  • При расставании нужно обязательно обнять и поцеловать малыша, но при этом процедуру прощания нельзя затягивать.
Что делать родителям в адаптационный период?

Таким образом, родители не должны пугаться изменений в поведении своего крохи в период его адаптации к детскому саду. Не нужно отчаиваться, необходимо просто набраться терпения, и вскоре ребенок полюбит детский сад: у него появятся друзья, а процесс обучения будет доставлять радость!

Читайте также:  Как понять, почему плачет новорожденный ребенок

Прогноз адаптации

Необходимо учитывать, что на 3-м году жизни ребенок вступает в критический период нервно-психического развития, известный как «кризис 3 лет, или кризис самости», связанный с формированием эго-системы. В случае выраженных проявлений кризиса (упрямства, агрессивности, негативизма) способность к адаптации ребенка также снижается. Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года. Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации 

Для детей до 3-х лет

  • частые заболевания матери во время беременности;
  • несоответствие домашнего режима детсадовскому;
  • токсикоз 2-й половины беременности у матери;
  • асфиксия при рождении;
  • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
  • злоупотребление родителей алкоголем;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
  • раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;
  • рахит 2–3-й степени;
  • наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2–3-я группа здоровья);
  • масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
  • содержание гемоглобина менее 116 г/л.

    Для детей от 3-х лет

    • частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
    • неудовлетворительная адаптация к детскому саду;
    • злоупотребление родителей алкоголем;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • неправильное домашнее воспитание;
    • отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
    • мужской пол ребенка;
    • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
    • осложнения в родах;
    • масса тела при рождении менее 2500 г;
    • отклонения в физическом и психическом развитии.

    При  наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации будут  взяты под наблюдение педиатра и психолога ДОУ с первых дней посещения учреждения.

    Не совершайте ошибок!

    1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете;
    2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным;
    3. Нельзя пугать ребёнка воспитателем («Будешь себя плохо вести, расскажу Светлане Александровне»). Хорошее отношение к воспитателю может смениться страхом перед ним.
    4.  Нельзя  плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще;

     Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже  полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы «топчитесь» в ерешительности, тем сильнее переживает малыш. В саду, как в армии: долгие проводы – лишние слёзы.

    Основные показатели развития детей второй ранней группы.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Советы психолога педагогам и родителям

Как развить в ребенке самостоятельность

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка уверенным в себе и самостоятельным, чтобы в дальнейшем он мог строить свою взрослую жизнь в соответствии со своими решениями и добился бы хороших результатов.

Важная роль в воспитании детей принадлежит педагогам. В сложном многогранном вопросе формирования личности ребенка необходима слаженность действий и общность воспитательных методов воспитателей и родителей.

Советы психолога педагогам и родителям
  • Во-первых, надо быть терпеливыми. Дети всегда стремятся к самостоятельности, но взрослые, проявляя заботу, пытаются брать на себя даже самые элементарные обязанности, лишь бы не утруждать малыша;
  • Необходимо ребенку давать возможность выбора из нескольких вариантов: это касается и еды, и одежды, и выбора игрушек и т.д.;
  • Пусть ребенок сам ищет вопросы на свои ответы. Взрослым надо лишь помогать ему в этом;
  • В отношениях с малышом следует исключить чрезмерную опеку, навязчивые объяснения о том, что вредно и что полезно. По возможности, надо заменить слово «нет», которое порождает агрессию, на альтернативу компромиссного варианта решения проблемы;
  • Важно верить в ребенка, всегда помогать и поддерживать его. И тогда он вырастет самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Как сформировать положительное отношение к детскому саду

Задолго до посещения садика малыша необходимо подготовить к этому важному событию, чтобы у него сложилось положительное впечатление.

Рассказы о том, как весело проходят занятия в детсаду, как там много детей, с которыми предстоит играть на интересных занятиях, какие веселые праздники организуются в детском саду — все это находит в душе малыша позитивный отклик. Можно провести экскурсию в детский сад, в который пойдет ребенок. Пусть он познакомится с обстановкой и условиями.

Как облегчить расставание с малышом

Советы психолога педагогам и родителям

Утреннее расставание — самый сложный момент для крохи. Он чувствует переживания мамы, которой также нелегко впервые отпускать от себя своего ребенка на продолжительное время. Поэтому, в первую очередь, не следует переживать маме и необходимо вести себя спокойно и уверенно.

Этот нелегкий момент можно облегчить, придумав какой-нибудь ритуал — объятие или ласковое слово на ушко, повторяя то же самое каждый день.

Обычно даже самые капризные дети без труда включаются в игру и отпускают маму. Если ребенок эмоционально больше привязан к матери, что бывает в большинстве случаев, то пусть его на первых порах приводят в садик другие члены семьи.

Как развивать общительность

Как известно, коммуникабельные малыши легче приспосабливаются к условиям садика. Поэтому необходимо у ребенка развивать навыки общения.

Советы психолога педагогам и родителям

На консультации у психологов, практически каждый специалист для лучшей адаптации ребенка к детскому садику рекомендует уделять большое внимание играм между людьми. Это улучшает способность к быстрой социализации

В этом вопросе родителям поможет:

  • Выработка минимальных навыков коммуникабельности, обучение правилам вежливого обращения: здороваться, прощаться, узнавать имя собеседника, просить, благодарить, делиться игрушками и тд;
  • Игры, основанные на вопросах-ответах. Предлагая малышу игру, полезно задавать вопросы по сюжету, поощрять его к рассказыванию игровой ситуации;
  • Коллективные игры на прогулках. Можно устраивать игры с другими малышами, вовлекая ребенка в общение с другими детьми посредством игры;
  • Важное правило: не принуждать к общению. Некоторые малыши не любят веселые компании и предпочитают быть сторонними наблюдателями. Возможно, пройдет какое-то время, и ребенок сам захочет выстроить отношения с другими детьми.