4 метода, как приучить ребёнка к порядку

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия. 

Заблуждение первое – «Я и так все знаю»

Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.

Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть»,  это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то  что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто – мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и  исправления наших ошибок.

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на детский вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы поступить в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь стараться – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые должности)».
Учиться, чтобы жить хорошо

Такая мотивация малоэффективна:

  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто пугают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с красным дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую просто не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальше: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Главной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Читайте также:  Почему ребенок ничего не ест: причины плохого аппетита у детей

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет. 

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач. 

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению.

Читайте также:  Аллергический гайморит у детей симптомы лечение

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом». Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно.

Мотивация средних и старших школьников

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем.

Организация процесса обучения

Итак, мы прошли этап подготовки и начали процесс обучения. В этом разделе вы узнаете, как его правильно организовать.

Выделите время

Нашему мозгу приходится принимать десятки тысяч решений в день. Причем даже на пустяковые решения вроде выбора зубной пасты тратится драгоценная энергия. Бывает так, что рутинные бытовые решения занимают весь эфир, а на важные и судьбоносные попросту не остается сил.

Помогите своему мозгу. Освободите его от необходимости каждый раз выкраивать время на занятия. Выделите конкретные часы, когда вы железобетонно будете готовы учиться, и следуйте заданному расписанию.

Составьте подробный план

Обучение – процесс сложный и кропотливый. Без четкого пошагового плана вы будете дрейфовать от урока к уроку, периодически блуждая в океане новой информации. План даст вам четкие ориентиры и поможет справиться с хаосом в вашей голове.

Разбейте весь процесс обучения на логические блоки, затем эти блоки разбейте на разделы, а разделы – на отдельные уроки. Подробнее о грамотном планировании вы можете прочитать в нашей статье про эффективные техники тайм-менеджмента. В ней я разбирала несколько подходов и методов планирования.

Правильно распределяйте нагрузку

Мозг в определенный момент времени может находиться либо в сосредоточенном состоянии, либо в рассеянном. В сосредоточенном состоянии мы выполняем умственную работу и получаем новые знания. Активный процесс учебы как раз предполагает использование сосредоточенного состояния.

Но мало кто знает, что усвоение знаний происходит только в рассеянном, расфокусированном состоянии, т. е. когда мы отдыхаем или спим. В этот момент в мозге происходит формирование новых нейронных связей. Полученная информация структурируется, синтезируется и готовится к использованию.

Поэтому зубрежка билетов в ночь перед экзаменом почти не дает результатов. У мозга просто нет возможности переработать такое количество новых данных.

Нужно правильно дозировать учебу и отдых. Выучили пару уроков – отдохните. Только не за просмотром мемов в интернете, а за медитацией и спокойной прогулкой. Ну и про полноценный сон тоже не забываем!

Этот принцип работы мозга лежит в основе известной техники тайм-менеджмента Помодоро. Суть ее в том, что человек выделяет конкретный промежуток времени (чаще всего 50 минут) и на всем его протяжении максимально концентрируется на задаче. Затем следует короткий перерыв 5–10 минут. Возьмите на вооружение эту технику. Ее эффективность я проверила на собственном опыте.

Ставьте дедлайны

Установление дедлайнов – один из основополагающих принципов тайм-менеджмента. Без них учебные, рабочие, личные и любые другие цели достигаются гораздо дольше. Если достигаются вообще.

Прокрастинация – дама хитрая и коварная. Справиться с ней без помощи дедлайна практически невозможно.

Существуют 2 вида дедлайнов:

  1. Внешний дедлайн. Самый эффективный. Когда сроки устанавливаются без вашего участия и вы никак не можете на них повлиять, у вас ничего не остается, как в них уложиться.
  2. Внутренний дедлайн. Это когда вы сами устанавливайте крайний срок выполнения какого-то задания. Эффективность его напрямую зависит от вашей самодисциплины.
Читайте также:  Занятия с психологом по подготовке детей к школе

Если с самодисциплиной и организованностью у вас проблемы, постарайтесь выбрать такой формат обучения, который предполагает наличие внешних дедлайнов (четкого расписания, экзаменов).

Если же такой возможности нет, то придется обходиться дедлайнами внутренними.

Поделюсь с вами полезной фишкой. Можно искусственно превратить внутренний дедлайн во внешний. Ну или хотя бы приблизить к нему. Например, поспорить на деньги с товарищем, что сможете уложиться в оговоренные сроки.

Еще один способ – сделать публичное обещание. Можно выложить пост в соцсети о том, что вы начинаете обучение, и указать срок, когда оно должно быть завершено. Вот вам примерный текст.

Привет, друзья! Сегодня я сделал маленький шаг на пути к своей мечте и начал проходить курс Василия Блинова Информационный копирайтинг 2.0. Два месяца я буду постигать азы профессии копирайтера: учиться писать тексты, оптимизировать их под ключевые запросы, искать заказчиков. Даю публичное торжественное обещание не забросить курс на полпути, а дойти до конца. Подтверждением будет служить скриншот пройденного последнего урока, который я должен разместить

После такой пафосной речи вы просто обязаны будете выполнить обещание, иначе станете мишенью для шуток и насмешек друзей.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Типичные ошибки родителей

Ни в коем случае не допускайте следующие ошибки, если хотите, чтобы ваш ребенок полюбил убираться и гордился, видя результаты своего труда:

  1. Не переделывайте за ребенком. Даже если вам не нравится, что сын сложил лего не в отдельный ящик, а к остальным игрушкам, или спутал в шкафу футболки с джинсами, пусть все остается на этих местах. Значит, ребенку удобнее так. Пусть сам учится организовывать собственное пространство.

  2. Не ругайте и не критикуйте. Вряд ли малыш сделает все так, как сделали бы вы. И возраст тут не при чем. Не нужно акцентировать внимание на неудачах, еще хуже, сравнивать с другими. Если ребенок прибрался, просто похвалите.

  3. Не перегружайте. Если сын делает уроки, потом идет на тренировку, а вечером вы уезжаете на дачу садить картошку, то уборка в комнате – уже лишнее. От чрезмерной нагрузки случается переутомление, что негативно сказывается на настроении и общем самочувствии.

  4. Не нарушайте установленные ранее правила. Если вы договорились, что ребенок будет ежедневно, по вечерам, полчаса посвящать уборке, то следуйте этим правилам. Напоминайте, проверяйте, ведь нерегулярно выполнение обязанностей делает из детей необязательных людей.

  5. Не поддавайтесь манипуляциям. Если ребенок начинает ныть, капризничать, нервничать, говорить, что устал, не стоит бежать и помогать убирать игрушки или подметать пол. Это приведет к регулярной манипуляции со стороны сына или дочери.

По мнению психолога Виктории Айзикович, приучать ребенка к порядку рекомендуется с самого раннего возраста. Чем малыш старше – тем большие усилия потребуется приложить, чтобы сформировать полезные привычки.

И никогда не забывайте хвалить дочку или сына за уборку в комнате или помощь по дому. Неважно, насколько хорошо она сделана. Главное, не отбить желание у самого ребенка. Со временем у него начнет получаться все лучше и лучше.