12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Приветствую, друзья! Мудрости вам и здоровья! Сегодня в саммари клубе на портале обучения и саморазвития мы продолжаем разбирать почему же наши, да и вообще почти все современные дети с каждым поколением всё хуже и хуже учатся в школе.

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов.  На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Если родители учат уроки с ребенком

Многие заботливые родители считают, что обязаны контролировать домашние задания, ведь неизвестно, что ребенок напишет сам. А еще так лучше закреплять материал: вдруг сын или дочка не поняли тему на уроке?

Если совместное выполнение уроков становится традицией, то ребенок может стать гораздо успешнее своих одноклассников. Зато при этом он перекладывает ответственность за «домашку» на маму, папу или бабушку. Привыкает думать, что уроки нужны прежде всего маме, это не его личная обязанность, а значит нет нужды заботиться об этом.

Забыл записать задание? — мама узнает в родительском чате или позвонит учительнице. На уроке витал в облаках и ничего не запомнил? — мама дома объяснит материал заново. Получается, что родитель берет на себя учебную ношу и несет ее, становясь вторым учителем, а ребенок идет рядом налегке, не получая полезной нагрузки. Он не учится ответственности, не пробует ее «на вкус». У такого подхода есть свои плюсы и минусы.

+ Ребенок хорошо знает материал, умеет оформлять работы. У него чистые тетради и хорошие оценки, он на хорошем счету в школе.

+ В семье мир, все живут без взаимного раздражения на тему «Опять двойка» или «А ты уроки сделал?»

С ребенка снята ответственность, он может терять интерес и мотивацию к учебе. Возможна неуверенность в себе и низкая самооценка, если ребенок боится браться за уроки без мамы, боится сделать ошибку. Не развивается воля и личная сила: он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.

С каждым классом объем помощи ребенку должен становиться все больше, и если родитель вникает в учебу, ему приходится тратить на это много времени и сил. Совместные занятия в семье сводятся к учебе.

Читайте также:  Как быстро и правильно научить ребенка читать

Очное образование: кому оно еще нужно? 

Плюсы традиционной школы

Хотя дистанционное обучение обретает популярность, в привычную школу все еще ходят более 15 миллионов детей. У этого есть несколько разумных причин.

  • Привычный переход от дошкольного к среднему образованию

Ребенок выпускается из детсада, проходит подготовительные курсы и идет в первый класс в ближайшее к дому учебное заведение. Пусть это не самый простой период для семьи, но весь процесс прозрачный и понятный. 

Очное образование: кому оно еще нужно? 
  • Меньше вовлеченности со стороны родителей

Маме и папе надо выбрать школу, оформить документы и иногда следить, что ребенок ходит на занятия и делает домашние задания. Периодически приходится расписываться в дневнике, спрашивать, почему вдруг появились низкие оценки, ходить на родительские собрания — и на этом всё. Ответственность за качество образования несут школа и государство. 

Shutterstock / Monkey Business Images

Минусы

  • Ребенок испытывает сильный стресс

Согласно исследованию Harris Insights & Analytics, 79% российских школьников переживают из-за успеваемости в школе. Это самый высокий показатель по сравнению с Америкой, Германией, Китаем и Японией (всего в исследовании участвовало 5 стран). Дети страдают из-за того, что в школе их постоянно сравнивают с другими учениками, переживают из-за неудач в процессе обучения, нервничают во время контрольных работ и экзаменов.

  • Снижается мотивация к получению знаний 
Очное образование: кому оно еще нужно? 

Так как главный результат обучения в российской системе — высокая оценка, у детей происходит подмена понятий. Сами знания не имеют ценности, важен только способ получить нужный балл. Поэтому дети много времени тратят на неэффективные усилия: зубрят, списывают, отрабатывают форматы тестов вместо того, чтобы погружаться в интересные им предметы.

  • Не каждая школа может похвастаться звездным преподавательским составом

Иногда родителям приходится возить ребенка по два часа в день туда и обратно, чтобы он мог учиться у ярких и профессиональных педагогов, у которых достаточно сил и энергии на каждого ребенка. Но далеко не все семьи могут себе это позволить.

«Раньше я училась в физико-математическом лицее. Мне не нравился темп, в котором проходят темы в обычной школе. Слишком растянуто, я схватываю гораздо быстрее».

Яна Негина, 8 класс, ученица «Фоксфорда»

  • Сложно наверстать пропущенный материал

Если ребенок заболел, уехал на соревнования или пропустил школу по семейным обстоятельствам, ему приходится самостоятельно искать информацию в учебниках, разбирать сложные темы с родителями, просить конспекты у одноклассников. 

Очное образование: кому оно еще нужно? 

«Бальные танцы — очень важная часть моей жизни. Я занимаюсь ими с 7 лет, и с каждым годом всё чаще езжу по соревнованиям. В начальной школе учителя не обращали внимания на пропуски, но в 5-6 классе давление стало невыносимым. Нормально репетировать и без проблем выезжать на турниры можно только в цифровой школе».

Никита Дьяконов, 8 класс

Shutterstock / George Rudy

Самообразование в ВУЗе

При этом нельзя сказать, что студенты стали менее умными, но, во-первых, их абсолютно ничего не интересует, а, во-вторых, (и это, наверное, является одной из причин незаинтересованности) они настолько привыкли к рафинированной вполне готовой к потреблению информации, совершенно не умеют докапываться до этой информации самостоятельно.

Конечно, частично причина этого явления лежит в общем обесценивании образования, которое наблюдается в нашем обществе. Ведь, прежде всего ценится наличие диплома, а не реальных знаний.

Еще одной причиной также является несовершенство нашей системы образования и постоянные реформы, только разрушают достижения советской школы, при этом не предлагая ничего качественно нового и главное эффективно работающего. Но это глобальные причины, повлиять на которые в масштабах семьи очень трудно.

Читайте также:  Воспитание детей от 0 до 3 лет, как правильно сформировать характер?

проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

Обязан ли ребенок ходить в школу

Каждый ребенок имеет право на образование. Главным законом государства провозглашается право всех детей на образование.

В связи с этим возникает вопрос, обязан ли ребенок ходить в школу?

Провозглашая право учиться для каждого, государство берет на себя ответственность по организации возможности воспользоваться этим правом.

Это означает, что должны быть созданы условия для возможности обучения:

  1. Политикой должна предусматриваться возможность для зачисления каждого ребенка в образовательное учреждение, а в случае, если ребенок имеет особенности развития, зачисления в специализированные учебные организации.
  2. Осуществление обучения должно осуществляться безвозмездно.
  3. Образовательные учреждения должны иметь статус государственных или муниципальных и финансироваться за счет соответствующего бюджета.
Обязан ли ребенок ходить в школу

Правом на получение образования ребенок должен воспользоваться обязательно. Об этом свидетельствует норма в Конституции, в соответствии с которой получение основного общего образования обязательно.

Если для детей это право, то организация процесса обучения возникает в виде обязанности у родителей. В этом случае родители исполняют роль гаранта получения образования детьми.

В случае, когда родители не исполняют обязанность по получению детьми знаний, то для них предусмотрены следующие виды ответственности:

  • административная в виде выплаты штрафа;
  • уголовная в виде выплаты штрафа, обязательных работ, ареста;
  • предусмотренная нормами семейного законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, что посещение детьми учебного учреждения является обязательным условием воспитания детей и реализацией их права на образования.

Совокупность обучающих способов и приемов

Внутри каждого из вышеперечисленных методов педагог может использовать следующие приемы:

  • Беседы, лекции, дискуссии;
  • Обработку информации с помощью схем, таблиц или графиков и конспектов;
  • Обыгрывание проблемных ситуаций (сомнение, удивление, затруднение в выполнение действий);
  • Игры;
  • Лабораторные работы;
  • Словесное и письменное стимулирование учебной деятельности с помощью похвал, оценок, создания ситуации успеха;
  • Проектную деятельность, которая дает значительную степень свободы ученикам;
  • Театрализацию.
Совокупность обучающих способов и приемов

Список активных способов гораздо больше. Мы привели примеры самых распространённых, их чаще всего применяют педагоги сегодня на занятиях. Они призваны помочь детям научиться ориентироваться в разных ситуациях, рассуждать и доказывать.

Читайте также:  Выписка новорожденного летом - что одеть?

Супер короткая версия

Друзья, приветствуем в саммари клубе канала обучения и саморазвития. Сегодня мы поговорим о том, что такое понятийное мышление и о том, как оно способно влиять на нашу жизнь и жизнь наших детей. Ведь то, как мы воспринимаем реальность, наша способность сопоставлять, делать выводы и прогнозировать будущее способно или облегчить жизнь, или же наоборот, очень сильно её усложнить.

Но, что же нужно сделать, чтобы наша жизнь не была похожа на бесконечный день сурка? Например, Ясюкова Людмила Аполлоновна посвятившая свою жизнь изучению и улучшению методик образования, считает, что способность к анализу закладывается в раннем детстве, в 6-8 летнем возрасте. Это самый благоприятный период для формирования понятийного мышления.

Общеобразовательная система советского периода, которая была выстроена по строго выверенной системе изучении наук, была направлена именно на то, чтобы сформировать у детей логическое мышление и интуитивное прогнозирование будущего. Но потом эту, по тем временам лучшую образовательную систему мира раскритиковали, и заменили на альтернативную, которая сейчас считается одной из самых отстающих на планете.

Что это? Умышленное вредительство или досадная случайность? Подробнее обсудим на ютуб канале саммари клуба. Ссылка в описании и профиле. Всем добра…

Умение сострадать.

Этот навык является одним из самых важных. Прежде всего, он необходим для того, чтобы мы могли успешно и эффективно работать в команде – с другими людьми. Также для того, чтобы заботиться о других, находить счастье в том, чтобы делать окружающих счастливыми.

Научить состраданию можно. Для этого следует объяснять ребёнку, что чувствуют окружающие, как нуждаются в нашей поддержке и помощи.

Кстати, важен и ваш пример: проявляйте сострадание к своему малышу и остальным людям.

Спрашивайте его, что он чувствует, чего бы хотел, как ему помочь. При каждом случае старайтесь показать, как можно облегчить чужие страдания, принести кому-то радость и счастье. Подчёркивайте, что в результате он сам станет счастливее.

Не завышайте ценность отметок

Часто родители ставят перед ребенком цель, как им кажется понятную, достижимую, а главное – легко осязаемую: получить пятерку за домашнее задание (за контрольную, в четверти, стать круглым отличником). Но отметка – это лишь вспомогательный инструмент, ведь цель занятий – достижение определенного интеллектуального уровня, а не табель с пятерками. В семьях, где интересуются исключительно отметками, дети часто страдают «синдромом отличника», который мешает им получать удовольствие не только от учебы, но и от жизни.

Что делать

Главный критерий успеха ребенка – не отметка, а то, что сегодня он сделал что-то лучше, чем вчера. Обратите внимание, что буквы стали ровнее, при списывании он допустил меньше ошибок, решил пример, который накануне вызвал затруднения. Именно это создает ощущение непрерывного движения вперед.