10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Все, что должен знать родитель о гиперактивности Что делать, если ребенок кусается в детском саду Почему дети не слушаются

В современном мире родители очень часто жалуются на своих детей. То и дело можно услышать горестные вскрики: «Он(а) не слушается, делая все наперекор!». При этом взрослые даже не задумываются, что за детским непослушанием может крыться нечто большее, чем капризы. Ведь неправильное поведение – это всегда реакция на ваши действия. Поэтому если ваше чадо «просто невыносимо», то, в первую очередь, виноваты вы, как представитель семьи. Почему и что с этим делать – попробуем разобраться.

Что такое семейное воспитание, или «откуда ноги растут»

Психолог в детском саду подтвердит старую, но проверенную временем педагогическую истину о том, что все – как хорошее, так и плохое – маленький человечек черпает из своей семьи. Здесь, в отличие от других мест, воспитательный процесс проходит непрерывно, длительно и стабильно, поэтому носит более глубокий характер и широкое поле действия. Поэтому если ребенок противоречит вам, ищите ошибки в своих представлениях о мотивации.

Чаще других «показывают характер» отпрыски властных родителей, подобным образом пытаясь выстроить защитную стену от этого самого влияния, делая все для того, чтобы не подчиняться чужой воле, доказать, что родители не всемогущи, не всевластны. При этом главной ошибкой взрослых является приказ типа «А ну немедленно сделай то, что тебе сказано!». А чтобы добиться полного повиновения, часто следует и унижение личности ребенка. Стоит ли говорить, что положительных результатов при таком воспитании не будет? Все, чего вы добьетесь – это разрушения детской личности.

Детское непослушание: как распознать, почему?

Прежде чем хвататься за ремень и рассыпать по полу крупу, родители должны подумать о том, что могло вызвать отрицающее поведение. В большинстве случаев причина серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Отстаивание личного «Я». При достижении малышом годовалого возраста, он впервые примеряет на себя самостоятельную жизнь. Разумеется, получается все не всегда удачно. Отсюда – ор. Через год – непонимание слова «нельзя». Еще через год «я сам» и вовсе выходит на ключевую позицию, отсюда – нежелание завтракать кашей, спать по расписанию и ходить в садик в рубашечке, а не в костюме Супермена, например.
  2. Недостаток внимания или обида. Каждая кроха имеет свои индивидуальные потребности, не только физиологического плана, но и духовного. Ребенок нуждается в ласке, разговорах, играх. А у родителей, сами знаете, отговорки одни: нет времени, болит голова, много дел. Однако чадо не понимает всей глубины взрослых обстоятельств и при неполучении желаемого результата, естественным образом начинает демонстрировать характер. Ребенок может обидеться на невыполненное обещание, резкое замечание и несправедливое наказание и поэтому изъявляет желание «отомстить».
  3. Родительское программирование. Вы можете не обращать внимания, но чем чаще вы называете ребенка в отрицательном ключе, тем больше вбиваете в его голову определенную модель поведения. Вспомните, сколько раз вы сказали: хулиган, растеряша, неумеха или что-то похожее?
  4. Усталость или дискомфорт. Как бы ни был подвижен малыш, его организм намного слабее взрослого, поэтому плохое поведение может быть реакцией на голод, упадок сил или начало болезни.
  5. Психологическая травма или стресс. Если в семье нестабильное положение, часто происходят размолвки и ссоры, кроха может чутко реагировать на это.

Советы родителям: как помочь себе и ребенку?

  • Уберите авторитаризм методом полного исключения фразы «ты должен» из словарного обихода. Бессмысленные приказы замените аргументированными объяснениями, почему все так, а не иначе. Когда ребенок, обдумав ситуацию, все поймет, он сам придет к выводу, что сделать нужно.
  • Помните, что дети – отражение своих родителей. Вам не нравится свое зеркало? Начините менять себя!
  • Строгость только в тандеме со справедливостью. Проводите с отпрыском больше свободного времени, разнообразьте часы домашнего досуга. Делайте это просто так, потому что вы семья, а не потому что вам нужно сделать своего ребенка таким, как надо. Если маленький человечек хочет самоутвердиться, дайте ему возможность жить «своим умом». Да, вы родитель и ваше право указывать и направлять ребенка, но делать это нужно только с учетом его выгод и по созвучности с интересами.
  • Нет – оскорблениям, унижениям и битью. Но и без лишних потаканий, ведь лишняя игрушка, которую вы вдруг купите, никогда не сможет вернуть чадо «на путь истинный».
  • Чаще хвалите ребенка, говорите, что гордитесь им. Пусть это будет самый маленький успех и самый незначительный повод.

Наконец, просто разберитесь в себе. Ребенок не слушается. И что же вас выводит из себя: то, что он не делает нужное, последствия неправильного поведения или, может, то, что он не слушается именно ВАС? Взгляните на ситуацию спокойно, возможно, отбросив лишние эмоции, вы сможете понять, что доказывать, «кто в семье главный» совершенно ни к чему.

Почему ребенок не слушается родителей?

Основные причины непослушания детей:

  • возможно, вы возложили на ребенка непосильный груз ограничений и предъявляете к нему слишком много требований;
  • ребенок растет и в процессе развития его психика преодолевает несколько кризисов, может быть причина упрямства в стрессе от такого перехода (психологи выделяют ряд критических моментов, когда высок риск бунтарства — 1 год, 3 года, начало обучения в школе, подростковый период и переходный возраст);
  • негативное действие слово “нельзя” — если его употреблять слишком часто, то он будет плохо действовать на поведение, лучше его исключить из лексикона, заменив на рекомендации (говорить “нельзя” нужно редко при возникновении большой опасности);
  • если нет послушания, то вполне вероятно, что мама и папа действуют неразумно, непоследовательно, поддаются своим перепадам настроения и эмоциям, мало изучают своего ребенка и детскую психологию;
  • некоторым детям позволено абсолютно все, и это приносит печальные плоды, поэтому все же должны быть некие рамки поведения, за которые ни при каких условиях нельзя переходить (из-за вседозволенности и удовлетворения любого каприза дети в один прекрасный момент выходят из под контроля);
  • отсутствие авторитета родителя — такое может иметь место из-за того, что ребенок наблюдает полное несовпадение слов взрослого с его действиями, поэтому если что-то обещаете (как поощрение, так и наказание), то делайте это, в противном случае не говорите этого;
  • нередко ребенок живет в большой семье, где у взрослых разные идеалы и отличается мировоззрение, вреден сильный контраст между требованиями к ребенку от мамы и папы или родителей и бабушек с дедушками (то есть губителен тот факт, когда одни жестко воспитывают, а другие явно балуют, в этой ситуации малыш может запутаться, например, маме и бабушке вредно тайком разрешать ребенку то, что запрещено папой, тогда у ребенка сложится ошибочный стереотип, что маму можно слушаться, а папу не обязательно);
  • элементарное неуважение родителей к ребенку, ведь ему необходимо хоть в чем-то самовыражаться и иметь собственное мнение, делать выборы;
  • развод родителей — эта ситуация может сильно пошатнуть психику ребенка, хоть это заметно и не сразу, он мучается от чувства вины, может быть упрямым, вести себя непредсказуемо и устраивать скандалы на пустом месте;
  • возможно, ребенок мстит взрослому, ведет невербальный диалог при помощи поступков, бросает вызов;
  • систематические конфликты в семье — ребенок копирует модель поведения взрослых, а также всеми возможными способами борется за то, чтобы на него обратили внимание (часто в период конфликтов в семье, внимание полностью переключается на выяснение отношений, а ребенок уходит на задний план и остается заброшенным, что очень вредно);
  • ребенок учится самоутверждаться и заявлять о себе в этом мире, он пытается манипулировать мамой и папой, проявляя свою, как ему кажется, состоятельность;
  • часто жалуются на непослушание родители таких детей, которые ничем не заняты в жизни, ведь если ребенок не реализуется в искусстве, спорте, хобби, то у него остается много нерастраченной энергии;
  • постоянная демонстрация родителями, друзьями, родственниками истеричного поведения — ребенок в высокой долей вероятности скопирует эту модель и заберет с собой в свою взрослую жизнь;
  • привычка родителей кричать на ребенка — в этом случае, его восприятие сильно снижается, крик неэффективен с педагогической точки зрения, непослушание от него только усилится плюс ребенок будет жить в состоянии фонового стресса.

ошибки в воспитании детей ведут к непослушанию

Почему ребенок не слушается: выясняем причину непослушания

Ребенок в 3-4 года не слушается взрослых не потому, что хочет их разозлить. В этом возрасте он становится независимой личностью, поэтому есть вещи, которые ему не нравятся, раздражают, и он категорически не желает мириться с ними.

Задача родителей – понять, что конкретно злит малыша. Выяснять это необходимо спокойно и взвешенно, без криков, угроз и физического воздействия. Наказание допустимо, если вы разобрались в ситуации, а ребенок по-прежнему балуется и не слушает вас.

Рассмотрим пример: ребенок бегает по дому и разбрасывает вещи, отказываясь их поднимать. Что можно сделать? Присядьте рядом с ним, чтобы ваши и детские глаза находились на одном уровне. Поинтересуйтесь, почему он балуется. Если малыш молчит, попробуйте угадать.– Дима, ты разбрасываешь вещи, потому что разозлился? – Да, я злюсь. – Почему ты разозлился?

Хорошо, если ребенок может ответить о причине недовольства. В случае же молчания – помогите ему. Вспомните, что могло стать источником его негативных эмоций.– Ты злишься, потому что в магазине я не купила тебе новую машинку?

Если ваше чадо ответило утвердительно, найдите решение этой проблемы или предложите альтернативу. К примеру: «Я не могла купить ту игрушку, потому что сейчас у меня нет денег. Давай дождемся зарплаты, и сходим в магазин. А сейчас давай приготовим папе ужин».

В большинстве случаев трехлетка, почувствовавший себя услышанным и понятым, меняет свое поведение. Главное – разобраться в истинной причине его недовольства.

Основные причины непослушания

Дети могут не реагировать на замечания взрослых по разным причинам, основные из них следующие:

1. Намеренное проявление опасного поведения.

Иногда происходит, что дети, невзирая на замечания, подвергают себя опасности – начинают играть с острыми предметами, пытаются перебежать дорогу на красный свет и прочее. Родители должны понимать, что не всегда ребенок совершает такие поступки, чтобы разозлить их, особенно это касается детей в возрасте до 5 лет, которые в силу отсутствия жизненного опыта не понимают, какая ситуация может навредить их здоровью или даже жизни. Психологи советуют родителям придумать кодовое слово, которое бы моментально останавливало действия ребенка (например, «стоп»), а после обязательно нужно объяснить малышу, почему так поступать нельзя. Произносить такое слово нужно спокойно, не показывая, что родитель взволнован или испуган, поскольку иногда дети намеренно провоцируют родителей и не стоит идти у них на поводу.

2. Проявление протеста.

Если на просьбы родителей ребенок реагирует очень бурно (категорически не соглашается выполнять просьбу, плачет, кричит), значит, стоит пересмотреть требования. Возможно, родители выражают их в весьма жесткой форме, а возможно ребенок хочет проявить самостоятельность, а ему не дают. Например, если дочь хочет пойти в сад в розовой, а не красной юбке, то следует ей уступить.

А если просьба родителей логична, но ребенок противиться, то следует дать ему право на ошибку (безусловно, если его выбор не причинит вреда) и затем убедиться, почему лучше было послушать родителей. Чем больше ребенок плачет и кричит, тем спокойнее должны вести себя родители, иногда успокоить малыша помогает переключение внимания на другую тему. Если же истерики случаются на публике с целью заполучить желаемое, лучше оставить ребенка одного, наблюдая при этом за ним на расстоянии, ведь когда он убедится, что зрителей нет, сразу успокоиться.

3. Протест в общественном месте.

Иногда приходится наблюдать такие ситуации, когда дети устраивают истерики в публичных местах. Это упущение родителей, что не разъяснили малышу, как нужно себя вести. Но когда разговаривать поздно, то достаточно всего одной фразы: «ты большой, а ведешь себя как малыш!». Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому для них такая фраза является весомым аргументом. После того, как малыш успокоился, нужно обязательно поговорить с ним на тему правил поведения в общественных местах.

4. Игнорирование.

Если ребенок вовсе никак не реагирует на замечания родителей, то это может происходить по двум причинам – малыш слишком увлечен своими делами и попросту не слышит либо обижен и протестует. В первом случае достаточно позвать ребенка по имени, во втором задать ненавязчивый вопрос, на который нельзя ответить однозначно, это поможет завязать диалог и помириться.

Читайте также:  Беременность и роды после кесарева сечения. На что обратить внимание?

5. Требование немедленно получить желаемое. Дети до 5 лет часто требуют что-то купить в магазине, причем срочно и без отговорок, в этом случае родители могут попытаться переключить внимание малыша. Если ребенок старше, с ним можно договориться, например, пообещать ему купить то, что он хочет ко дню рождения и обязательно выполнить просьбу, чтобы не потерять доверия!

Если вы подозреваете, что ваш подросток имеет суицидальные мысли

Даже если это всего лишь подозрение на намерение совершить суицид, нужно немедленно выяснить насколько оно оправданно. Действуйте спокойно. Важно, чтобы вы говорили о своих опасениях спокойно, без обвинений. Иногда, когда родители очень волнуются, они в конечном итоге говорят: «Не думай так» или «Ты не должен это чувствовать». Так и родители, и дети сталкиваются не с любовью и заботой, как задумано, а с критикой. Дети негативно реагируют на такие заверения.

Психологи также рекомендуют:

  • Пусть ваш ребенок знает, что вы любите и поддерживаете его всякий раз, когда ему тяжело.
  • Подтвердите оправданность его чувств, сказав то, что демонстрируют ваше сочувствие, например: «Похоже, это было действительно трудно», «Это может быть очень больно».
  • Постарайтесь получить профессиональную помощь, и объясните ребенку, что обращение за помощью не является признаком слабости.

Когда дело доходит до молчаливой помощи, помните, что вашей вины здесь нет. Вы должны определиться что именно для вас важно и дать своему ребенку возможность расти. Кроме того, вы также должны ставить здоровье и благополучие своего ребенка превыше всего, а это значит оставаться на связи, даже если ее поддержание становится нелегким и совсем не веселым делом.

Слишком много посланий в одной фразе

Не только ребенку, но и взрослому человеку трудно переварить «винегрет» из миллиона разных задач, уверена психолог. В общении с детьми она советует использовать такое правило: одно обращение — одна мысль. В противном случае ребенок выцепит одну задачу, и скорее всего последнюю.

Слишком много посланий в одной фразе

— Если дело многоступенчатое, то его стоит разделить на отдельные короткие действия. Например, надо, чтобы ребенок разделся. Тогда сначала говорим: «Сними шапку». Когда он это выполнил, то говорим: «Расстегни куртку». Если и это сделано, то продолжаем: «Сними сапожки» и т.д. Постепенно ребенок научится раздеваться сам без подсказок, но на первом этапе ему нужна ваша помощь.

Наказание

Существует несколько методов наказания. Рассмотрим их подробнее:

  1. Лишить приятного. К примеру, если ребенок получил в школе плохую оценку или не сделал уроки, можно на выходных запретить ему играть на компьютере. Однако, не стоит перебарщивать — нужно лишать того, что ему нравится и является привилегией — просмотр телевизора, прогулка с друзьями, а вот лишать сна или ужина категорически нельзя, так как это является жестоким обращением, а не мерой наказания.
  2. Отправить на исправительные работы. Можно наказать малыша выполнением каких-либо заданий, трудом. Если он обрисовал стол — он должен сам его отмыть.
  3. Личное извинение. Малыш должен нести ответственность за свои поступки, уметь признавать вину и извиняться. К примеру, если он оборвал цветы на чужой клумбе, он должен извиниться за это. А чтобы закрепить эффект, можно дать ему задание высадить на ней новые растения.
  4. Игнорирование. Когда ребенок балуется, часто родители начинают кричать на него, возмущаться, что придает ему большего азарта. А вот если вы просто перестанете с ним разговаривать, он быстро успокоиться. Однако не затягивайте это период , так как малыш не сможет быть долго без родительской любви и наказание может превратиться для него в серьезную пытку.
  5. Собственный опыт. Иногда необходимо позволить малышу самому убедиться в своей неправоте. Бегаешь по лужам — в результате появился насморк и нужно придерживаться постельного режима. Однако с таким наказанием не стоит перегибать палку, чтобы не нанести вред чаду.
  6. Поучающая сказка. Этот метод не агрессивный, но довольно действенный. Читая малышу поучительные сказки, он будет узнавать, что такое хорошо, что такое плохо, а возможно в какой-то из них найдет похожие моменты со своей ситуацией.
  7. Словесное. С таким методом нужно быть очень осторожными. Если вы решили прикрикнуть, обязательно подбирайте слова — он все запомнит. Не используйте нецензурную лексику.
  8. Физическое. Это, пожалуй, один из противоречивых методов наказания. Если вы решили применить его, стоит позаботиться о том, чтобы при этом он не чувствовал себя униженным. К примеру, если отшлепать его за то, что он выбежал на дорогу — нормальное наказание, а вот систематическое избиение толстым ремнем по любой провинности — это издевательство над ребенком, которое приводит к нарушению психики.

Узнайте, как не ошибиться с размером одежды для ребенка и как правильно подобрать обувь.

Наказания: а как можно? «легальных» способов наказания

1. Метод естественных последствий

Этот способ психологически безболезненный и наиболее адекватен в любом возрасте. Например, ребёнок 3 лет хочет надеть лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться на собственном опыте, что если он так оденется, то ему будет жарко.

То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, родителям очень важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».

2. Замечание

Часто вместо замечания (когда родитель обращает внимание на что-то) происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.

Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по полу во всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

3. Тайм-аут

Метод, когда ребёнка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребёнком и «остыть», отрегулировать свои эмоции.

Считается, что ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратный его возрасту. Например, для 3-летнего ребёнка — это 3 мин, 4-летки- четыре и т.д. Комната, куда вы уводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

4. Игнорирование

Не награждать нежелательное поведение вниманием. Хороший метод, но сложный в исполнении — обычно взрослым трудно сохранять самообладание и не реагировать на негативные проявления в поведении ребенка.

Читайте также:  Воспитание ребенка в возрасте от 3 до 7 лет

5. Лишение

Это когда за нарушение правил ребёнок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильмов или игры в компьютер.

Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности, за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультиков, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально договориться об этом.

Для детей дошкольного возраста эти правила и лишения можно нарисовать или, если ребенок уже умеет читать, написать на пластиковой доске или листе бумаги и повесить на стену. Часто дети ведут себя нехорошо не потому, что злодеи, а потому, что забыли.

Второй важный момент — соразмерность наказания. Маленький проступок — маленькое лишение. Нелогично за небольшую провинность лишать просмотра телевизора на 2 месяца, к тому же, взрослым самим будет сложно это выдержать.

6. Метод символической экономики

Очень хорошо работающий метод для детей среднего школьного возраста, подростков. Когда на семейном совете договариваются с ребёнком, какие действия награждаются баллами и в каком количестве, а за что происходит лишение «очков».

Здесь важно выработать систему награждений, начисления и списания баллов. Далее накопленные баллы меняются на что-то ценное для ребёнка. Это может быть что-то материальное (например, покупка машинки, журнала и т.п.) или нет (например, дополнительные 15 мин игр за компьютером, настольная игра с родителями или прогулка с друзьями)

В этом методе важно, чтобы баллы доставались не очень легко, но и не очень трудно — и в том, и другом случае пропадёт мотивация.

Этот метод в простом варианте подходит уже для детей 4-5 лет. Лет с 9-10 и включая подростковый возраст, этот способ регулировать поведение подходит лучше всего. С подростками имеет смысл попробовать заключить даже письменный договор, если не получается договориться устно.

6.1 Ограничение

Это метод, когда в ответ на нарушение важных правил вводится ограничение прав.

Например, за каждое нарушение правила, вечерний отбой начинается раньше на 15 мин, т.е ребёнок отправляется спать не в 21:00, а в 20:45.

Надо понимать, что нет одного единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки: кто-то более чувствителен, кто-то «толстокожий». Нет ни одного одинакового ребёнка и одинаковой семьи, поэтому важнее определиться для себя с принципами, которых вы будете придерживаться в общении с детьми, и подобрать для себя и своего ребёнка оптимальные методы, которые не будут разрушать никого из присутствующих, но стратегически полезны для развития ребёнка.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Психологи утверждают, что когда мы разговариваем с ребенком на повышенных тонах, у ребенка отключаются уши. Срабатывает как бы защитный блок.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании.

  1. Разговор глаза в глаза. Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.

Задача родителей: не заставить, не сломать, а объяснить, добиться понимания.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): простых правил
  1. Альтернатива. На каждое нельзя должно быть можно. А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы Нельзя бежать через дорогу самому скажите Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми.
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить солнышко, зайчик, сынок.
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь). Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: Не купишь новый планшет уйду из дома. Ну как вам?

Примеряйте все ваши собственные наказания и порицания на себя. Вас что-то унижает? Или может оскорбляет? Пора задуматься, а правильно ли вы воспитываете своего ребенка.

Особенности возраста

  • Индивидуализм и самостоятельность;

Пятилетние дети – большие индивидуалисты

Им важно самовыражение

Они всячески привлекают к себе внимание

Таковы особенности психического развития в этом возрасте, которые могут приводить к вспышкам детской агрессии.

Например, пятилетке может нравиться самостоятельно подбирать себе одежду. Маме придётся либо спорить с ним по поводу выбранного наряда и искать компромисс, либо соглашаться на его условия.

  • Потребность в самоутверждении;

Пятилеткам нравится отстаивать свою точку зрения, потому они идут наперекор родителям. Собственные желания для пятилетних детей всегда первостепенны и им ещё сложно сопоставить их с чужими возможностями и потребностями.

Они до последнего будут проверять выставленные родителями границы, капризничать, закатывать истерики

И, вместе с тем, в этом возрасте одобрение взрослых для них крайне важно. Они очень чувствительны и ранимы

  • Богатая фантазия;

У пятилеток богатое воображение. Они любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Поймав однажды малыша на лжи, нужно спокойно ему объяснить, что этого делать не стоит.

  • Потребность в заботе;

Если нет возможности выполнить их просьбу, следует подыскать альтернативу.

  • Ребёнок вполне может играть с маленькими племянниками или детьми друзей;
  • Можно кормить с ним птиц на улице или вместе посадить комнатное растение и поручить малышу за ним ухаживать.

Делая из него помощника, мы повышаем детскую самооценку и показываем ребенку, что считаемся с ним, уважаем его.

  • Быстрая обучаемость;

Полноценное общение с родителями в пятилетнем возрасте быстро приносит свои плоды.

Это период, когда дети усваивают всё на лету, поэтому беседы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как нужно себя вести, а чего делать не следует – будут очень эффективными.

С помощью терапевтических сказок про непослушание тоже можно добиться изменений в поведении ребёнка в лучшую сторону. Сказки помогут ему понять себя и свои эмоции и научат правильному поведению.