10 лучших развивающих игр для ребенка от 6 месяцев до года

Игры – это не только веселое времяпрепровождение для наших крох. С их помощью малыши знакомятся с миром и приобретают новые знания. Причем, речь не о современных игрушках и гаджетах, которыми занятые родители заваливают своих чад, а именно о развивающих играх с папой и мамой. Такие игры способствуют концентрации внимания и повышают исследовательский интерес ребенка.

Задайте свой вопрос эксперту или выскажите мнение!

Комментарии

  1. Люба2014

    Очень в вашем примере понравилась игра «Шуршунчики» — ее просто сделать дома, не имея никаких особых подручных средств. Также понравился «Тунель», но для этого нужны большие коробки, а тут важно, чтобы они еще и были чистыми. Тут сложнее, но всё равно игра интересная и при желании можно найти чистые большие коробки. Вообще игры для ребенка — это очень полезное занятие. Для развития моторики можно еще поиграть в такую игру (но это при условии, что вы уверенны, что ребенок уже не тянет в рот всё подряд). Меня этой игре научила подруга. Нужно купить копилку, взять самые крупные монеты, какие у вас есть (к примеру, в Украине у нас самые крупные — это 5 и 50 коп) и пусть ребенок пытается попасть в копилку монеткой. Он будет стараться, хотя у него, конечно, по началу может и плохо получаться, но вы его научите. А потом можно вместе разбить эту копилку (когда насобирается много денег) и купить ребенку подарок.

    16 мая 2014 Ответить

  2. Елена1988

    Классные игры! Моя доча не умеет бросать ни мячик, ни чего-то ещё. Может только взять со стола и выкинуть, а так чтобы специально, в цель, эт нет. Зато ей всегда нравилось играть в ку-ку. Сначала, когда я пряталась, а потом показывалась и говорила это. А когда исполнился годик, то сама стала прятаться, когда я говорила где дочка, она показывалась. Что так, что эдак у неё вызывало дикий восторг и хохот:)

    24 мая 2014 Ответить

  3. Леа

    Отличные идеи, мне бы такие в голову не пришли. Особенно понравилась идея про домашний сортер из коробки ,я бы до такого не додумалась. Но вообще по собственному опыту могу сказать, что большинство описанных в статье игр — все-таки для деток постарше, после года. Например, игру «расфасовка» моя дочка еще не поймет (ей год и 4 месяца).

    5 июня 2014 Ответить

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Комментарий Ваше имя Ваш e-mail Комментировать

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении

Непредметные игры

Прятки для самых маленьких

Помимо игр с предметами, можно поиграть с ребенком в простые игры, например «КУ-КУ». Такая незамысловатая игра сформирует у ребенка понимание, что даже если вы ушли (спрятались за ладошками), вы обязательно к нему вернетесь и будете всегда рядом. А когда малыш начнет понимать, что вы спрятались, ему будет интересно вас «отыскать».

Ладушки

Деткам очень нравится игра в «ЛАДУШКИ». Сначала ребенок будет хлопать в ладоши с вашей помощью, но очень быстро научится это делать сам. Приговаривайте стишок «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки». Эта игра помогает развивать двигательные и слуховые навыки вашего крохи. Также полезна игра в повторение звуков или мимики.

Рожицы

Непредметные игры

Когда ребенок произнесет какой-либо звук или слово, например «агу», ПОВТОРИТЕ ЗА НИМ, так вы поможете ребенку развивать уверенность в том, что вы его понимаете и вам с ним интересно. Корчите смешные рожицы ребенку, деткам нравится такая игра, они понимают, что бывает очень весело и смешно.

Изучаем части тела

«ПОИЩИТЕ» НОСИК на лице ребенка, сопровождая игру фразами «А где же носик?», а когда «найдете», не забудьте пояснить «Вот носик». Играйте так с разными частями тела малыша и с предметами, такая игра развивает внимание, координацию и расширяет словарный запас ребенка.

Танцы

ТАНЦУЙТЕ С МАЛЫШОМ. Музыка и танцы помогают ребенку быстрее развиваться и расти гармоничной личностью. Потанцуйте сами вокруг малыша, а затем возьмите его на руки или расположите в слинг и потанцуйте в паре. Следите за состоянием ребенка, когда он устал и уже собирается поспать, просто медленно покружите с ним по комнате, в моменты активности можно подкидывать кроху в воздух, или покружить на вытянутых руках. Это доставит огромное удовольствие вашему малышу.

Новые физические упражнения

Комплекс ежедневного массажа и общеукрепляющей гимнастики стоит дополнить еще несколькими новыми упражнениями:

  1. Стимулировать к ползанию. Уложите ребенка на животик, а перед ним на небольшом расстоянии положите яркую игрушку. Малышам, которые к шести месяцам уже хорошо научились ползать, можно усложнить задачу. Ползайте вместе с ребенком под веселую музыку, чтобы все происходящее воспринималось крохой, как веселая игра.
  2. К этому возрасту вам стоит обзавестись фитболом. На этом мяче можно делать необычные упражнения, например, «Качели». Для этого необходимо посадить ребенка на фитбол, крепко придерживая его за руки, и потихоньку раскачивать вперед-назад, имитируя качели. Можно делать слегка пружинистые движения вверх-вниз.
  3. Для укрепления ножек и позвоночника поставьте кроху на фитбол (основной вес должен приходиться на ваши руки) и сделайте несколько пружинистых движений. Можно во время этого упражнения рассказывать ребенку потешку «Поехали-поехали».

Для веселой зарядки важно правильно подобрать музыку. Для массажа выбирайте спокойные композиции, а для упражнений – детские песенки. Занятия стоит проводить только в те моменты, когда малыш бодр и весел. У полугодовалого ребенка уже могут резаться зубки. Если этот процесс сопровождается капризами, физические упражнения стоит отложить.

Физическое развитие

Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.

В связи с активным ростом зубов, у детей напухают десна, повышается температура и они капризничают.

Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.

Рост и вес

Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.

Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ

Пол Нижний предел Верхняя граница
Рост мальчиков, см 71 80,5
Рост девочек, см 68,9 79,2
Вес мальчиков, кг 7,7 12
Вес девочек, кг 7 11,5

Окружность головы и груди

Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.

Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы

Пол Нижняя граница Верхний передел
Окружность головы мальчиков 43,5 48,6
Окружность головы девочек 42 47,6
Окружность груди мальчиков 46 52,5
Окружность груди девочек 46,3 51,4

Питание грудничка

Рацион ребёнка в этом возрасте может включать грудное молочко или искусственную смесь с добавлением прикорма. Главная роль отводится молоку, а также продуктам, которые выступают в качестве его замены.

Важность дополнительного питания

Развитие ребенка на 6 месяце жизни требует введения прикорма. Детям, которые получают питание смесями, прикармливание начинают уже на 4−5 месяце. Если у малыша в рационе только грудное молоко, то этот процесс откладывают до 5−6 месяца. Но с этим лучше не затягивать. Если слишком рано ввести прикорм, то возможно возникновение аллергической реакции и появление определенных проблем с пищеварением. При поздних сроках его добавления можно столкнуться с такими болезнями, как:

  • Анемия;
  • Рахит;
  • Гипотрофия.

По прошествии 6 месяцев у ребенка возникает потребность в большем количестве энергии. Поэтому его рацион необходимо обогатить.

В первую очередь ему требуются минеральные вещества и витамины. Введение в меню прикорма поспособствует развитию у него навыков жевания и глотания. Кроме этого, малыш начинает ощущать новые вкусы и запахи, которых раньше не было в его жизни.

Рекомендации по введению прикорма

В качестве прикорма для грудничков в этом возрасте должны выступать каши или овощные пюре. Подходящий вариант определяется для каждого крохи в индивидуальном порядке. Новую пищу лучше всего давать в утренние часы. В это время у карапуза нет никакого желания спать. Поэтому от употребления порции нового питания он не откажется. После кормления малыша утром в течение дня можно наблюдать за его поведением.

Если прикорм дается впервые, то его объем должен быть небольшим — 5 мл, что равно объему 1 ч. л. Затем кроха докармливается грудью или дают адаптированную смесь.

Увеличение количества пищив рационе грудничка должно происходить постепенно. За 7 дней объем питания необходимо довести до нормы, соответствующей его возрасту. При этом прикормом заменяется одно кормление грудным молоком.

Наилучшее время для обогащения рацион фруктами и овощами — летний сезон. Лучше всего готовить блюда из свежих, а не фруктов после разморозки. В этом случае пища будет не только вкусной, но и принесет ребенку максимум пользы.

Даже при введении полного объема прикорма грудничок в возрасте 6 месяцев вряд ли откажется от грудного молока. Но требовать грудь он будет нечасто. По этому поводу не стоит переживать, поскольку подойдет такой момент, когда он полностью перейдет на взрослое питание и не будет требовать грудь.

Невербальное общение — передача информации без помощи речи

Каждый из нас во взрослой жизни хотя бы раз задает себе вопрос: как относится ко мне объект моего обожания, партнер по бизнесу или коллега по работе? В большинстве случаев, мы находим ответ на него внутри самих себя. Иногда он нас радует. Однако бывает и так, что он разочаровывает, поэтому не хотим верить в свои выводы, терзаясь сомнениями. Ну а когда все-таки все точки над «и» расставляются, сетуем, что не прислушались к своей интуиции раньше.

На самом деле мы делаем вывод неосознанно, анализируя поведение своего партнера: его жесты, мимику, позы и так далее. То есть мы понимаем его эмоциональное состояние на «языке тела» — невербальное общение.

Точно так же и малыш на уровне подсознания ощущает, как относятся к нему окружающие.

Поэтому передавайте крохе различными способами, что вы его любите. Тогда он почувствует себя в безопасности.

Невербальные игры

  • Во время проведения гигиенических процедур, переодевания либо выполнения двигательных упражнений тихо произносите (можно напевать) простые слова: прижимаю и целую, я тебя люблю. При этом нежно целуйте носик, пальчики, ладошки, подтверждая свои слова действием.
  • Мама — самый близкий человек для ребенка, поскольку его существование зависит от вас. Ведь именно вам он посылает сигнал SOS в виде плача или кряхтения, когда появляется «опасность»: голод, жажда, боль и так далее. Поэтому, увидев ваше лицо, кроха оживляется и радуется. Так не лишайте его такого удовольствия.

Один из вариантов игры

Невербальное общение — передача информации без помощи речи

Близко наклонитесь к малышу, и пропойте ему песенку либо нежно произнесите:

«Привет, привет, я так тебя люблю

Привет, привет, потрогать тебя могу

Привет, привет, потрогать маленький носик

Привет, привет, поцеловать твой маленький носик».

Причем, стишок можно повторять, а произнося последнюю строчку, называть другие части лица: губы, веки, глаза.

Физическое развитие младенца до года

Для оценки физического развития младенца важны показатели  роста, веса, окружности груди и головы, динамика их изменения в процессе роста, конституционные особенности крохи, соотношение биологического и календарного  возрастов, гармоничность развития… При этом, указанные параметры у разных детей могут существенно различаться…

Физическое развитие младенца до года

Возможно, вам будут интересны показатели ВОЗ в области развития ребенка в возрасте от 0 до 60 месяцев, а  также центильные таблицы.

Итак, чтобы малыш правильно развивался физически

Физическое развитие младенца до года
  • выкладывайте его на живот:
  • стимулируйте  его двигательную активность  с первых дней  жизни. При отсутствии противопоказаний, вводите в распорядок дня закаливание, массаж, водные процедуры, гимнастику, занятия на фитболе… Применяемые в комплексе, они помогут малышу привыкнуть к новым условиям существования вне утробы матери, активизировать кровообращение, тренировать мышцы, ощутить близкий тактильный контакт с мамой, отсутствие или недостаток которого приводят к скудному эмоциональному развитию малыша, замедлению его психического развития…
Физическое развитие младенца до года
  • следите за  питанием, поскольку при недостаточном, одностороннем или  избыточном питании, на фоне значительного усиления обменных процессов, характерных для малышей до года, а также с учетом функциональной незрелости органов и систем (пищеварения, дыхания, нервной системы) грудничка,  возможно  развитие   гипо— и паратрофии, анемии, рахита
  • соблюдайте гигиену сна: здоровый сон  не менее важен, чем  питание. Высыпающийся малыш отличается хорошим физическим развитием, крепкой нервной системой. Глубокий  сон в период с 22 до 24 часов будет способствовать его  росту, так как именно в  это время вырабатывается  70% гормона роста.
  • придерживайтесь распорядка дня, график которого должен быть близок к  естественному  режиму крохи;
  • не пропускайте плановые осмотры у докторов. В случае появления тревожных симптомов, не откладывайте визит к врачу.
Физическое развитие младенца до года

График осмотров врачей, исследования и прививки

От до месяцев

Разговор по телефону

(Это замечательная игра для развития речи)

Вам понадобится игрушечный или не включенный в сеть настоящий телефон.

Посадите ребенка к себе на колени и приложите трубку к уху, как будто вы разговариваете. Произнесите корот­кую фразу, например: «Здравствуй, …» (имя вашего ребенка).

Теперь приложите трубку к уху малыша и повторите ту же фразу.

После того, как вы проделаете это несколько раз, попро­буйте провести более длительный разговор из двух-трех фраз. Используйте в разговоре имя ребенка и другие слова, которые ему понятны, например «папочка», «бай-бай» и тому подобное.

Снова приложите трубку телефона к уху ребенка, по­смотрите, будет ли он говорить в нее.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Что это за игрушка?

Посадите малыша на высокий детский стул. Выберите из его самых любимых игрушек те, название которых состоит только из одного слова, Например, мячик, куклу и кубик.

Возьмите мячик и скажите: «Мяч».

Возьмите куклу и скажите: «Кукла».

То же самое сделайте и с кубиком.

Теперь попросите ребенка взять мяч. Затем куклу и, на­конец, кубик.

Вам придется повторить это много раз, прежде чем ваш малыш свяжет эти слова с соответствующими предмета­ми.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

Знакомые звуки

Помогайте ребенку распознавать различные звуки в его окружении.

  • Всякий раз, когда вы хотите привлечь его внимание к звуку, называйте его происхождение, телефон, шаги, те­кущая вода, дверной звонок, телевизор и т д. То есть, на­зывая звук, по возможности указывайте на его источник

  • Вынесите ребенка из дома и называйте звуки, которые вы услышите, например щебетание птиц, рокот самолета, крики играющих детей и т.п. И здесь, если удастся, важ­но показать источник звука, который вы называете. Это поможет сосредоточить именно на нем внимание малыша.

  • Можно также задать ребенку вопрос: «Слышишь теле­фон?» Затем взять телефон и сказать: «Это телефон».

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ

В кафе быстрого обслуживания

От до месяцев

Посещение кафе быстрого обслуживания типа «Макдональдс» может оказаться для ребенка очень по­учительным, так как познакомит его с новыми предмета­ми и незнакомыми звуками.

Можно также сделать для малыша простую игрушку, которой он мог бы заняться, сидя на высоком стуле:

  • Возьмите крышки от нескольких стаканчиков и нанижи­те их на соломинку для питья, оставляя промежутки между ними.

  • Покажите малышу, как снять крышки с соломинки, а потом нанизать их обратно.

  • Пусть малыш попытается сделать это сам.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ОБРАЩАТЬСЯ С НЕБОЛЬШИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Ползание как развлечение

Расположите ряд предметов так, чтобы ваш ребенок мог ползать над, под и вокруг них это поможет ему больше узнать об окружающем его мире:

  • Положите для него на полу несколько подушек для пол­зания по ним.

  • Поставьте его у стола, чтобы он прополз под ним.

  • Сделайте так, чтобы он полз вокруг стула вслед за вами, как бы преследуя вас.

  • Затем проползите в обратном направлении, наблюдая, подражает ли он вам.

  • Положите игрушку на низкий детский стул, чтобы ему захотелось подползти к стулу и достать игрушку.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ

Где кукла?

Когда малыш видит себя в зеркале, он не осознает, что это его собственное отражение.

Возьмите любимую куклу вашего ребенка (или другую игрушку) и, поворачивая ее в разные стороны, изобрази­те, будто кукла разговаривает. Теперь поднесите куклу к зеркалу и, поворачивая ее аналогичным образом, спросите малыша «Где кукла?»

Отойдите от зеркала. Повторите игру несколько раз.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

Знакомство с окружающим

  • Найдите лужайку с густой травой, где бы малыш мог ползать.

  • Сядьте на траву, посадив ребенка к себе на колени. Со­рвите травинку и, пощекотав ему носик, скажите: «Трава».

  • Ползайте по траве вместе со своим малышом.

  • Поиграйте с ним в прятки, прячась, например, за стулом или в кустах. Понаблюдайте, сможет ли ребенок найти вас.

  • Положите в траву несколько его любимых игрушек. Разместите их в разных чем-либо примечательных мес­тах, чтобы, подползая к ним, ребенок знакомился с осо­бенностями всего того, что его окружает.

  • Поиграйте с ним «в тачку». Для этого приподнимите его ножки с земли — пусть он ходит на одних ручках.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Ползание по настилу с разной текстурой

  • Найдите подстилки с выраженной текстурой (резиновый половичок, спортивный коврик, куски разных ковровых тканей, мягкое одеяло, куски шелка или вельвета).

  • Разложите их на полу и ползайте по ним некоторое вре­мя вместе со своим малышом.

  • Ползая, называйте текстуру подстилок, говоря примерно так: «мягкая», «шершавая», «прохладная» и т.п.

  • Повторите это много раз, перекладывая подстилки на но­вые места.

ЧЕМУ ЖЕ НАУЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК? ПРИОБРЕТЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Режим дня ребенка в год развития

Скорее всего, у вашего малыша к году уже сформировался режим дня. Большинство детей к этому возрасту переходят на один дневной сон, некоторые малыши и вовсе отказываются от дневного сна. Делать этого не рекомендуется: днем ребенок должен отдыхать и набираться сил для дальнейшего исследования мира. Высыпающийся днем ребенок активнее, и меньше капризничает к вечеру.

Если у вас и малыша будут определенные ритуалы: утренние и вечерние, то это благоприятно повлияет на развитие ребенка в 1 год. Например, желательно вставать в одно и то же время, можно вместе совершать утренние гигиенические процедуры: умываться, чистить зубки или делать зарядку. Ночью перед сном мама может читать малышу сказку, папа – рассказывать интересные истории. Ребенок, в распорядке дня которого есть место для таких «ритуалов», более спокоен, легко настраивается на день и быстрее засыпает. Некоторые малыши успокаиваются, когда уложат по кроваткам своих подопечных (игрушечных зверей, кукол).

Развитие ребенка в месяцев (что должен уметь)

— может сидеть в подушках или с поддержкой, уверенно держа голову;

— некоторое время может стоять на своих ножках с поддержкой;

— лежа на спине, тянет ножки в рот;

— ползает, перемещаясь на животике;

— исследует игрушки, перекладывая их в руках;

— бросает предметы и наблюдает за их падением;

— пытается встать, держась за спинку кроватки;

— поворачивается в любые стороны, наклоняется;

— прекрасно знает свое имя, различает близких людей и чужих;

— произносит слоги, звуки, поет и лепечет, повторяет услышанные звуки;

— пытается есть своими руками;

— понимает, о каких предметах вы говорите, находит их;

— любит повторяющиеся явления;

— отличает вкусную и невкусную пищу;

— может длительное время сосредоточиться на одном предмете;

— берет в руку полностью игрушки;

— ищет пропавший из поля зрения предмет — поворачивается.

Читайте также:  Знакомимся с горшком – как научить ребенка проситься на горшок